0
1918
Газета Персона Интернет-версия

25.03.2010 00:00:00

Пока в тебе вулканчик дышит

Тэги: горбовский, стихи


горбовский, стихи Вулканчик затаился┘
Кацусика Хокусай. Река Тама в Бусю

Глеб Горбовский – «живая легенда». Многие его стихи давно стали народными: «Фонарики ночные», «Мы сидели чинно в парке┘», «Лежу на дне коньячной речки┘» и другие. В гостях у Глеба Горбовского побывал поэт Сергей Соколкин.

– Глеб Яковлевич, мы познакомились с вами 15 лет назад на вручении Платоновской премии. Что у вас с тех пор изменилось – в литературе, в быту?

– Многое изменилось. Я постарел. Здоровьишко не то. Но жаловаться не буду. Живу здесь, в этой комнатухе уже 16 лет. За окном – парк Победы, где есть мои деревья. Когда я учился в ремеслухе, нас привозили сюда – их сажать. Сейчас они заслоняют солнце┘

– Для себя, получается, сажали┘ Место красивое. Есть озерцо. Люди уточек кормят┘ А писать вам здесь удается?

– Писать, слава богу, удается. Когда нахожусь в хорошем состоянии тела и духа. А последний месяц я что-то болею. Но это все последствия эксцентричной жизни. Хотя на здоровье я никогда не жаловался, родители жили долго. Но сейчас я уже чувствую, что скоро отчалю┘

– Да ладно вам┘

– Но это не важно, я не жалуюсь┘

– Вот вы мне только что рассказывали, что за последнее время более ста стихов написали. Это же колоссально! Многие молодые в год пишут по 15–20 стихов и счастливы┘

– Нет, нет, я пишу. Я вот вчера написал, могу прочесть┘

– Сочту за честь┘

– Называется «Октябрь»┘

Деревья голые, как трупы.
Прощай, иссякшая листва.
Дождем надуло небо губы,
Излив обидные слова.
Прощай, меня родивший месяц,
До встречи или навсегда,
Я о тебе немало песен
Сложил без тяжкого труда.
Сложил без музыки скандальной
Инструментальной, без фанфар.
И лишь в душе мотив печальный
Звучал, светясь, как Божий дар.

– Здорово, а вы говорите – стареете┘

– Мозгами, может, и не старею. А вообще сегодня не самый лучший день. То ли я отравился, то ли еще что-то┘ Печень покалывает, голова кружится┘ Я приму сейчас пилюлю.

– Вы писали: «Религия большинства поэтов – одиночество... И вырваться из одиночества можно, только идя к Богу». Как вы теперь видите эту проблему?

– Одиночество я в себе не отрицаю и не отвергаю. Я жил и живу последнее время один. Но одиночество – не рай. Это терпеж. И от этого я плохо себя чувствую, если не взбодрюсь┘

– А есть ли связь между мировоззрением поэта┘

– Это я не люблю. Мировоззрение – х..ение.

– ┘и тем, что поэт говорит, что пишет? От чего оно зависит – от воспитания, национальности, достатка в семье┘

– Откуда мне знать! Я вижу и живу этим. Я вот расскажу о маме, об отце. Национальность. Меня это совершенно не волнует. Я давно знаю, что в паспорте у меня было написано «русский». Хотя паспорта у меня уже тоже нет. Мама моя – Галина Ивановна, родилась в Сыктывкаре, в Коми, в бывшем Усть-Сысольске. Отец ее был Суханов. Я его не видел, он умер с отмороженными ногами. А мать – Даньщикова. Она была первой писательницей в Сыктывкаре. Пьесы писала. Так что по матери я наполовину зырянин, наполовину – русский. А отец мой – Яков Алексеевич. А Горбовский он, кстати, потому, что когда их, приехавших из деревни в город Порхов, спросили, откуда они, мой дед, Алексей Григорьевич, ответил, из Горбова┘ Их было несколько братьев и сестер. И на регистрации писарь записал их как Горбовских. Отсюда моя верблюжья фамилия. Горбы┘

– Евгений Евтушенко писал: «Ни на кого не похожий Горбовский вдруг оказался в одной обойме со многими не очень культурными, а иногда и просто темноватыми согражданами, которые начали ностальгировать по дорогому их сердцу проклятому сталинскому прошлому. Они не то что оправдывают ГУЛАГ и коллективизацию, но просто не желают выбросить из памяти свои первые любови, пионерские галстуки, значки с Лениным, Интернационал, песни военных лет┘»

– Это идиотизм. Чтобы я сталинщину приласкал даже в уме┘

– А что для вас сталинщина – ночные аресты, возведение заводов┘

– То, что моего отца посадили. «Восемь и четыре по рогам». И еще кучу людей.

– То есть Сталина вы отрицаете полностью?

– Он же «бессмертен»! Его сейчас опять поднимают. И имя, и фуражку. Для меня что Сталин, что Саакашвили, который пытается укусить Россию за пятку. Крыса.

– Пастернак сказал, что «художник по сути своей оптимистичен┘ Уныние не рождает произведения силы»┘

– Абсолютно согласен. Я оптимист. И не потому, что поддам рюмочку и мне хорошо. Сразу улыбка шире зада. Нет, просто я всегда среди туч вижу солнышко. Покропит дождик и кончится. И снова светит солнце. Я люблю улыбку. Пусть я пишу иногда мрачновато, но так Господь решил, я верю в радость. Пусть я иногда бываю вспыльчив, но я не злой. Улыбка у меня внутри, в душе. Этим и живу. У меня есть стержень добра. Плюс–минус, север–юг, добро–зло. Все полярно. А выбираешь-то все равно – где посветлее, подушевнее, потеплее┘

– «Хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское┘»

– Женское меня уже давно не интересует. Кроме матери. Жена мне сейчас как мать или старшая сестра.

– Я слышал, что она ваши книги сейчас издает?

– Да. Редактирует. Помогает. И книги мои, и весь мой быт. Все происходит благодаря ей. У меня даже денег нет. Все у нее. Она всем занимается, печется о моем здоровье, покупает еду, лекарства. Перестановку вот сделала в моей комнате. А деньги мне не доверяет┘

– В якобы продвинутой среде про вас говорили: «Когда-то был прекрасным злым поэтом», и кто-то добавлял: «Пока не бросил пить». Тот же Евтушенко про вас говорил: «Полный диссидент, отпетый бунтарь», Кузьминский вторит ему: «Мы любим другого Глеба – непризнанного, пьяного, доброго и безобразного». Как вы к этому относитесь, тоже любите себя пьяного и безобразного?

– Это правдой пахнет. Но я не актер, все было спонтанно. Я не готовился к жизненной роли. Меня Всевышний выпихнул в жизнь.

– Многие ваши бывшие друзья не могут вам простить книги, изданные в СССР, Государственную премию, называют это конформизмом, сравнивают вас с тем же Евтушенко, Окуджавой┘

– Чушь это, я не менялся. Не хвалил никогда ни Сталина, ни Ленина. Этого не было ни в мозгах моих, ни в душе. Просто я писал немного лучше некоторых. И меня печатали. Не все, конечно. Но мне никогда ни за какие мои стихи стыдно не было. Почитайте их сейчас. Они все печатаются и будут в собрании сочинений.

– В отличие от шестидесятников, которые расхваливали Ленина и советский строй, потом низвергали и прыгали от счастья на их могилах┘

– У меня ничего общего с этими людьми не было. Мне нравились некоторые ранние стихи Евтушенко, Вознесенский мне вообще как-то был┘

– У Вознесенского были проникновенные стихи о любви, когда он еще писал нормальным человеческим языком┘

– Ну, да, я не знаю, может, сейчас и надо так по-новому писать и мыслить. Но я так не могу и не хочу. Ну а Роберт Рождественский умер как-то быстро┘

– Вы с ним тоже были знакомы?

– Да, но он такой высокомерный был┘ С Булатом я был хорошо знаком. Помню, где-то в Москве вместе выступали. Потом едем вместе в машине, и он меня спрашивает, Глеб, мол, а это действительно ты написал «Фонарики»?

– Что ж они все к этой песне привязались?

– Ну, она ведь действительно пошла в народ, ее ведь ни по радио, ни по телевизору не передавали┘ Один раз только я ее по Пятому каналу видел. Так вот, я ему говорю, что стихи я написал, а музыка на что-то похожа, просто так напевалась┘ Я не композитор. Хотя поэт – он тоже композитор.

– Конечно, ведь он первичен. Именно он задает ритм, экспрессию, размер стиха┘ Если это поэт, а не текстовик, пишущий на композиторскую «рыбу» (то есть готовую мелодию)┘

– Согласен. Вся музыка, она ведь в стихах, в слове. Так что тут не нужны были ни Чайковский, ни Мусоргский┘

– Ну и как Окуджава, смирился, не завидовал?

– Нет, конечно. У него есть стихи, посвященные мне: «Зачем торопится в леса поэт Горбовский, чтоб делать там с души своей наброски┘» И я ему посвящал стихи┘

– А вы не обиделись, когда он повторил чужие слова о том, что «патриотизм – последнее прибежище негодяя»?

– Были такие проблемы┘ Но мы ведь не так уж часто контактировали, я же питерский.

– В вас многие любили «неподцензурную поэзию». А есть ли вообще такая? Зачем в противовес государству ставить свободу личности?

– Свобода всегда внутри личности, искать ее вне себя глупо.

– Если не ошибаюсь, протопоп Аввакум говорил, что был наиболее свободен, когда сидел в яме┘

– Правильно, он и сидел сам в себе. Я из старообрядцев и его очень уважаю.

– А какая свобода нужна творцу? Свобода передвижения или свобода духа?

– Нет, свобода внутри. И если в тебе еще вулканчик дышит, все равно будешь строгать свою стружечку стихотворную и драматическую. Но свобода внешняя тоже немножко влияет. Но это, конечно, не определяющее. Пушкиных-то всегда было мало. Единицы. Есть способные люди, одаренные, помазанные поэзией. Но надо, чтобы талант отшлифовался, вся шелуха отпала┘ Для меня вообще есть два последних великих имени – это Блок и Есенин. Конечно, были еще приятные, талантливые люди, но уровень уже не тот. Благодаря Блоку и Есенину и я держался на плаву. Я читал их стихи, жил ими. К тому же они питерские┘ Есенин, можно сказать, стал питерским в петле┘

– А почему в России известными становятся чаще всего те люди, кто эпатирует, кто идет против традиции, нации, государства?

– Это легко. При сильном государстве и глухой цензуре их просто не замечают. Они начинают по всякому вывертываться, выпендриваться. Это юродство такое или удальство. Это не поиск, а безысходность. Отсюда такие изыски. Ну и где они все в конце концов? Уже и не на слуху и не в телевизоре. Отработали свое. И нет их. Сейчас поэзия абсолютно никому не нужна. Особенно молодым. Они на другом всходят и восходят. Им нужен Интернет, деньги, аппараты какие-то. А поэзия для них – ароматные духи из мавзолея, мумия египетская. Сколько ни нюхай, не пахнет.

– А Интернет, по вашему, вредит поэзии?

– Не думаю. Просто он отвлекает. Ведь что такое поэзия? Тихий голос, ропот, шепот┘

– Трели соловья┘

– Или рокот. Но не гром и молния. Поэзия для них – это дело юродивых, чеканутых.

– Вы о себе можете сказать, что вы юродивый и чеканутый?

– Я пытался это сделать. Внутри себя. Но другим сказать не могу. Я пока еще светел, при памяти и в извержении словесном.

– Народ сейчас поэтов не знает, но любит шансон. И частенько блатной┘ Это нормально?

– Да. Есть жанры и похуже. Доносы, например┘

– Ты что, говорят, делаешь? – Оперу пишу┘

– А у меня вот есть сборник блатных песен «Песни неволи. Воркута». Тут и фото мое. И «Фонарики» и т.д. Но сейчас я, конечно, таких песен не пишу. Мне, кстати, лучше стало. Наливай!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1125
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1914
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
1951
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2757

Другие новости