0
1786
Газета Персона Интернет-версия

08.09.2011 00:00:00

Универсальный осмыслитель

Тэги: философия


философия Эту инсталляцию надо осмыслить┘
Фото Михаила Бойко

Согласно Тульчинскому, человек не может жить в бессмысленном мире – это лишает его оправданности существования; именно осмысление определяет познание, мотивацию, творчество. Основной формой осмысления является идея как синтез знания реальности (истины), ценности или цели (оценки) и программы ее реализации (нормы). Этот синтез может быть отрефлектирован (в научных формах знания), но может быть и синкретичным (обыденное сознание и опыт). Этот взгляд получил развитие в концепциях «стереометрической» семантики. С философом Григорием ТУЛЬЧИНСКИМ беседует Алексей НИЛОГОВ.

– Григорий Львович, как вы оцениваете вклад советской философии? В какой мере он не ограничивается достижениями марксистcкой философии и ее разновидностей – диамата и истмата?

– Сначала надо договориться – о какой советской философии идет речь? О философствующих или о делящихся радостью узнавания чужого философствования? Первые – не обязательно работавшие философами, то есть преподавателями на философских кафедрах или в ИФРАНе. Михаил Бахтин, Алексей Лосев, Борис Поршнев, Лев Гумилев, Сергей Аверинцев, Юрий Лотман, Александр Любищев, Арон Гуревич были реальными философами, и их вклад очевиден. Что до вторых, то тут дело печальней. Можно вспомнить только нескольких фигур вроде Эвальда Ильенкова и Генриха Батищева. Они мучительно пробивались через идеологический официоз. Совершенно альтернативный мир в советской философии создал Георгий Щедровицкий. Или Моисей Каган, который, не особенно конфликтуя с официозом, пропахал целое поле деятельностного подхода в философии культуры.

– Почему постсоветские философы не смогли за последние 20 лет отрефлектировать отрицательный опыт советской философии?

– В силу отсутствия у «профессиональных» философов профессионализма, компетентности и самостоятельности. В вузах до сих пор ведут занятия по старым схемам и темам. Или перепевая азы и верхи современной зарубежной философии, которая является осмыслением совсем другой реальности, то есть другого типа общества и личности.

Отдельная тема – засилье застарелых концептов и философем типа «основной вопрос философии» в качестве побочного продукта упрощенного рационализма. Например, в анализе культуры его нет и быть не может. А в философии все вопросы – основные. Разве вопросы о свободе и необходимости, о необходимости и случайности – не основные?..

Проблема также заключается в неадекватности позиционирования самой философской культуры в российском обществе. Философию (как и логику) надо преподавать не в вузах, а в школах. В вузе, особенно на технических специальностях, это делать поздно и незачем. Людям надо профессию осваивать, а навязывание философии зачастую вызывает только непонимание и идиосинкразию. Это все издержки понимания философии как «материи наук».

Философия – это попытка универсального рационального осмысления культурных смыслов, производимых на других «полянах» работы ума и души. Политик, ученый, художник не сначала изучают философский трактат, а затем принимают решение, ставят эксперимент, занимаются творчеством. Все наоборот – объяснение результатов деятельности с помощью философских концептов. Философия – это универсальный осмыслитель: она не методологична, а интерпретативна. Не больше. Но и не меньше.

– Что вы можете сказать о современной русской философии? Какими именами она представлена?

– «Профессиональные» философы большей частью растеряны, глубоко вторичны, пытаются поспеть за мировой модой. Более интересны другие поляны философской культуры: в филологии (Михаил Эпштейн), в художественной литературе (Павел Крусанов), естествознании (Эдуард Тропп), религиозной антропологии (Сергей Хоружий).

– За творчеством каких питерских философов вы следите? Какое место в философской иерархии Санкт-Петербурга занимают такие имена, как Валерий Савчук, Александр Секацкий, Ярослав Слинин, Юрий Солонин?

– Работа этих авторов идет на глазах – не только у меня. И что значит иерархия? Если административные возможности, то понятно, что философ № 1 – Юрий Солонин – до самого последнего времени – бессменный и успешный декан философского факультета. Если брать участие в культуральной тусовке, то, вне всякого сомнения, Александр Секацкий и Валерий Савчук. Так, Савчук создал целое движение «Медиафилософии» со своими изданиями и конференциями, к которому молодежь проявляет повышенный интерес. Если говорить об организационной работе в рамках самой философской культуры, то неоспоримы заслуги Константина Пигрова, трогательно заботящегося о молодых авторах и продвигающего их. Причем делает он это осознанно и целенаправленно, не без основания полагая, что отечественной философии остро не хватает взаимного интереса и поддержки. Не любят наши авторы читать и развивать мысли друг друга. Этим мы радикально отличаемся, например, от французских философов. Ярослав Слинин был и остается для меня мыслителем большой глубины и мудрости, самим своим присутствием задающим определенную планку философской культуры.

– Можно ли противопоставить московскую (по преимуществу официозную) философию петербургской (по преимуществу диссидентской)?

– Это миф. В Москве диссидентства больше. И намного. Более того, достаточно активно развивается отечественная философия в других регионах: Саратове, Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге. Даже в Нижнем Новгороде встречаются своеобразные авторы вроде Владимира Кутырева.

– Расскажите о своем участии в «Проективном философском словаре». Насколько востребованным оказался этот лексикон?

– Участие – один из редакторов-составителей и автор. Смысл проекта не столько в лексиконе, сколько в словарных статьях. Ведь речь в проекте шла о расширении концептуальной базы философствования. И это удалось. Неожиданной, но показательной оказалась реакция на словарь. В журнале «Новый мир» была большая статья Натальи Виролайнен, в которой о словаре говорится как об одном из чрезвычайно немногих вкладов современной отечественной мысли в общемировой философский поиск преодоления постмодернизма. Недавно получено предложение на новое издание словаря, собраны интересные статьи новых авторов. Проект оказался не только востребованным, но и растущим – расширяющимся и по темам, и по кругу авторов.

– Как вы оцениваете современное развитие логики в России и мире? Насколько оправданны попытки обоснования универсальной логики, пытающейся синтезировать классическую и неклассическую логики?

– Логика в прошлом столетии пережила бум, приведший к формированию целого развесистого куста дисциплин, которые назвать логикой можно только условно. Есть вероятностные логики, многозначные логики, широчайший спектр модальных логик. И необходимости в каком-то синтезе нет.

Другой разговор, что все более востребованной оказывается традиционная логика – как теория и практика эффективной аргументации, что оказалось несколько неожиданным для отечественного логического сообщества. В советское время логика для философов была не ангажированным идеологией анклавом с глубоко эшелонированной обороной в виде своего профессионального языка и частых многолюдных конференций. Однако когда идеологический прессинг ушел, логики прыснули во все стороны. И от былого величия советской логики остались воспоминания, а все более востребованную логику в школах и вузах оказалось некому читать.

– Согласны ли вы с таким тезисом, что философия, являясь самосознанием культуры, тем не менее – антикультурна?

– Полноценная философия, как и всякое осмысление, предполагает выход в некий Out – позицию «вненаходимости». В этом смысле – да: но не анти-, а внекультурна – по отношению к конкретной культуре. Но она всегда задает новый контекст осмысления. В этом смысле – она задает новый горизонт культуры.

– Как вы прокомментируете тезис философа Федора Гиренка о том, что, изобретая собственный язык, вы всегда создаете барьер пониманию и, таким образом, выходите из модуса забвения, помогая избежать готовых смыслов?

– Туманно, длинно, но по сути – верно. Только дело не в стремлении избежать забвения, а в выявлении новых предметных областей, вызывании их из забвения. Каждый серьезный философ оставил какие-то новые концепты, за которыми стоят прорывы к новому осмыслению. Первое, что приходит на ум: Фридрих Ницше и его «сверхчеловек», Виктор Шкловский и «остранение», Мартин Хайдеггер и Dasein, Михаил Бахтин и «диалог», «вненаходимость», «оплотнение», Жак Деррида и «деконструкция».

– Возможна или невозможна бессмыслица в языке? Есть ли шанс выйти за пределы семантики к нонсенсу?

– Нонсенс – не отсутствие смысла, а его умножение, если не факторизация.

– Сейчас модно говорить о сдвиге гуманитарной парадигмы. Не кажется ли вам, что мы являемся свидетелями смены философских поколений в рамках бинаризма «отцы – отчимы», когда происходит тотальное забвение предшествующей парадигмы из-за естественного вымирания ее ведущих представителей?

– Этот процесс идет не только в философии. Новые поколения приносят новые темы и часто в силу поколенческой закономерности предпочитают заимствовать не столько опыт отцов, сколько дедов и прадедов.

– Какой смысл вы вкладываете в такое понятие, как «философское самозванство»?

– Готовность и способность делать других людей счастливыми помимо и вопреки их воле. Более того, всякое присвоение имени ничтожит бытие и чревато насилием над ним.

– Можно ли, на ваш взгляд, написать альтернативную историю философии? Из каких бы имен она состояла?

– Альтернативную чему? Полную историю отечественной философии, включающую философствующих «нефилософов», писать нужно обязательно. За рубежом такая работа относительно отечественной философской мысли давно ведется, но по вполне понятным причинам очень медленно и фрагментарно.

– Интересна ли вам судьба отечественной политологической науки? Насколько политтехнологи оказались практичнее академических политологов в реализации 11-го тезиса Людвига Фейербаха?

– На то они и политтехнологи, чтобы быть практичнее в освоении финансовых и административных ресурсов под конкретные заказы. Но беда политологов в том, что они верят на слово зарубежным философам и социологам, поэтому их аналитики сплошь и рядом не улавливают отечественную реальность, которая выскальзывает из их концептуальных сеток. Диагнозы и рекомендации даются сплошь и рядом без реального знания российского общества.

– Какую философему ждет скорая смерть (особенно после смерти Другого, констатированной французским философом Аленом Бадью)?

– Гуманизм. Слишком много крови оправдывалось им. Постчеловечность открывает понимание того, что человек – только инфраструктура, реализующая более важные вещи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1861
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1888
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1601
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
993

Другие новости