0
2575
Газета Персона Интернет-версия

07.06.2012 00:00:00

Казань учит толерантности

Тэги: казань, литература, фестиваль, толерантность


казань, литература, фестиваль, толерантность Велимир Хлебников – гордость казанских поэтов.
Плакат Международного Хлебниковского фестиваля "Ладомир"

Лилия Газизова не только интересный поэт, но и активный организатор культурного пространства. Она автор проектов и организатор Международного поэтического фестиваля имени Николая Лобачевского (Казань) и Международного Хлебниковского фестиваля «Ладомир» (Казань–Елабуга). Руководитель секции русской литературы и художественного перевода Союза писателей Татарстана. Президент фонда творческих инициатив «Канафер». С казанским поэтом и культуртрегером Лилией ГАЗИЗОВОЙ беседовал московский поэт и культуртрегер Андрей КОРОВИН.

– Казань можно назвать не только третьей столицей России, но и третьим литературным центром страны. С Казанью связаны имена Державина, Боратынского, Толстого, Горького, Хлебникова, Аксенова, Кедрова, Бухараева и многих других. Как и чем сегодня живет литературная Казань?

– Глядя на то, что происходит на улицах Казани – а происходит большая стройка, – можно сказать, что город живет Универсиадой. Это то, что в буквальном смысле на поверхности. Что же касается жизни литературной… Продолжают активно и плодотворно работать три литературных объединения: АРС при Казанском университете, им руководят Тимур Алдошин и Алексей Кириллов; ЛИТО имени Марка Зарецкого в Музее Горького под руководством Алены Каримовой; «Белая ворона» при медуниверситете, которую ведет Наиля Ахунова. Русскоязычные авторы публикуются в журналах «Идель», «Казань», альманахах «Аргамак», «Казанский альманах». Замечательные издания, но, как любым провинциальным изданиям, перед ними ставится задача публиковать в первую и главную очередь местных авторов. Со всеми вытекающими из этого последствиями…

– В последнее время в Казани количество литературных фестивалей просто зашкаливает: «Аксенов-фест», Державинский фестиваль, Поэтический фестиваль имени Лобачевского, Международный Хлебниковский фестиваль «Ладомир», не говоря уже о регулярных поэтических вечерах местных и приезжих авторов. Я помню Казань образца 2004 года: тогда литературная жизнь в Казани казалась домашней и отстраненной от общего литературного мейнстрима. Что же произошло?

– Фестиваль – это живое и радостное явление, которое может случиться лишь при наличии хороших поэтов и настоящих почитателей поэзии. А вот они как раз к 2004 году в Казани уже появились. А этот ваш первый приезд в Казань с Андреем Новиковым и редакцией журнала «Сетевая поэзия» по приглашению Алексея Остудина без преувеличения дал толчок для оживления нашей литературной жизни, которая в силу общих для всей страны причин была в тот момент несистемной. Кстати, тогда многие впервые узнали о существовании Волошинского фестиваля, с жадностью слушали рассказы о литературном Интернете и сайтах современной поэзии.

Вообще начало 2000-х в Казани ознаменовалось небывалым всплеском и литературных дарований, и неформальной творческой активности. Премией «Дебют» были награждены Анна Русс, Альбина Абсалямова, Денис Осокин. С 2000 года выходил журнал с большим литературным блоком «Айда». Появился альманах «Квадратное колесо» под руководством Олеси Балтусовой, объединивший таких интересных поэтов, как Тимур Алдошин, Сергей Кудряшов, Алексей Кириллов, Айрат Бик-Булатов, критика Артема Скворцова. Эти издания, к сожалению, прекратили существование, но сыграли свою позитивную консолидирующую роль.

В Казань стали приезжать знаковые поэты: Сергей Гандлевский, Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков, Юрий Арабов, Иван Жданов, Александр Еременко, Олег Хлебников, Всеволод Емелин, Александр Кабанов и многие другие. Это дало казанским авторам возможность сопоставить творчество ведущих поэтов со своими стихами, приподнять творческую планку, установить поэтический диалог с коллегами из других регионов. А стали возможны эти поэтические «десанты» благодаря энтузиазму отдельных людей, в частности казанского поэта Алексея Остудина.

Казань стала обретать вполне четкие очертания одного из литературных центров. И, как мне показалось, появились и потребность, и актуальность встроить литературный процесс в Казани в общероссийский – в частности, организацией литературных фестивалей. Державинский фестиваль из небольшого республиканского мероприятия превратился во всероссийский форум. А Державинская премия обрела всероссийский статус. Благодаря знаковым именам Лобачевского и Хлебникова, благодаря интересу к городу, в котором параллельные пересекаются, стало возможным привлечь к участию в фестивалях известных литераторов. В общем, город начал оправдывать свое название – котел.

– В декабре прошлого года впервые прошел Международный поэтический фестиваль имени Лобачевского. Как-то странно звучит само сочетание имени математика с поэтическим фестивалем.

– Действительно, Фестиваль имени Николая Лобачевского стал единственным в России литературным фестивалем, носящим имя математика. Как вы понимаете, я наслушалась немало ехидных шуток о том, что можно еще проводить поэтические фестивали имени Вернадского, Менделеева... Но поэзия и математика – это главные вершины человеческого сознания, и порассуждать об их взаимосвязи и взаимовлиянии, на мой взгляд, чрезвычайно интересно. Здесь таятся удивительные озарения. Кстати, все участники отметили, что у Фестиваля имени Лобачевского большой потенциал. А участие в нем Равиля Бухараева считаю большим для нас счастьем. Это было его последним выступлением на публике. А в нынешнем году в Казань съедутся известные ученые со всего мира в связи с 220-летием Лобачевского, и это отличный повод привлечь их к участию в нашем фестивале.

– Хлебниковский фестиваль «Ладомир», состоявшийся в апреле нынешнего года, хронологически возник последним из вышеперечисленных. Как возникла идея фестиваля, кто был организатором, какие задачи ставит перед собой фестиваль?

– Для меня удивительно, что в Казани до сих пор такого фестиваля не было. Хотя, казалось бы, все этому способствовало: и сама личность Хлебникова, и сохранившиеся дома, где он жил и учился, и легендарные стены Казанского университета. И то, что он возник почти одновременно с Фестивалем Лобачевского – тоже закономерно: Хлебников в поэзии – то же самое, что Лобачевский в геометрии.

Организатором этого фестиваля также стал фонд поддержки творческих инициатив «Канафер», а соорганизатором выступил Союз писателей XXI века. Однако непосредственно организацией в наибольшей степени пришлось заниматься мне. Но одному человеку фестиваль не поднять. К счастью, сложилась небольшая «могучая кучка», в которую вошли Алексей Остудин, Искандер Абдуллин и некоторые преданные друзья, близко воспринявшие эту идею. Также необходимо отметить, что мне как организатору многое дало участие в 2011 году в Волошинском фестивале. И, не скрываю, в чем-то он служил мне ориентиром.

Приглашая участников, мы руководствовались тем, чтобы они были не только поэтами, но при этом и редакторами журналов, издателями, культуртрегерами, учеными. И этот подход себя оправдал. Большой интерес вызвали круглый стол «Самовитое слово в XXI веке», который вел Евгений Степанов, презентации журналов «Дети Ра», «Юность», «Современная поэзия». Запомнилась презентация антологий современной поэзии Санкт-Петербурга «Собрание сочинений» и «Велимир Хлебников: венок поэту», которые представил Арсен Мирзаев. С аншлагом прошел вечер поэзии литературного салона «Булгаковский дом», в котором более половины участников составили казанские поэты. Особую ноту внесли бурятские поэты Амарсана Улзытуев (Москва) и Аркадий Перенов (Улан-Удэ), у последнего в рамках фестиваля прошла выставка художественных работ по мотивам жизни и творчества Велимира Хлебникова. Но главное – судя по отзывам, фестиваль состоялся. И мы планируем сделать его ежегодным.

– У меня во время последних посещений сложилось ощущение, что Казань либо пресытилась поэзией, либо слушатели сильно разобщены. От казанских вечеров, которые собирали по 30–50 человек, разительно отличался вечер в Елабуге, в местном отделении университета, где была многочисленная молодежная аудитория. С чем это связано?

– Сегодня в Казани, как и в Москве, почти каждый день проходят литературные вечера, встречи, презентации книг. Понятно, что не все они равнозначны. Но каждый из них имеет свой круг слушателей и свое определенное место в культурной жизни города. Безусловно, есть и фактор пресыщения, потому что в мегаполисе поэтические вечера конкурируют с театрами, концертами, выставками и мероприятиями, проводящимися многочисленными музеями. Разобщенность, увы, тоже имеет место быть. Играет роль принадлежность к разным поколениям, литературным направлениям. Также это связано, вероятно, с личностными особенностями и амбициозностью. В то же время у наших фестивалей есть свои постоянные поклонники.

– В 90-е годы Татарстан вновь обрел национальную самоидентификацию. Сформировалась ли сегодня новая национальная татарская поэзия? Как она взаимодействует с литераторами, пишущими по-русски?

– Несколько лет назад прошел цикл вечеров молодых татарских поэтов под общим названием «Новая волна». Их участникам нет и тридцати. Они сильно отличаются от татарских поэтов предыдущих поколений, для которых характерны эпичность, некоторое узкотемье, замкнутость на национальном. Вполне возможно говорить о новой татарской поэзии, предпосылки для ее появления – налицо. Человечески – мы дружим, переводим другу друга, но вечера наши все же в языковом смысле моногамны.

– В жизнь Татарстана стал возвращаться татарский язык. В Казани много вывесок на татарском, слышна татарская речь. Обязателен ли сегодня татарский язык в школах, вузах, в повседневной жизни? Что происходит с русским языком в Татарстане?

– С русским языком в Татарстане ничего плохого не происходит. Утверждаю это наверняка, как человек, одинаково вращающийся и в той, и в другой языковой среде, хотя в чистом виде они редко где встречаются. Да, татарский язык обязателен для изучения в средней школе, в чем вижу большое благо. Через татарский язык можно открыть для себя целую группу восточных языков. Хотя русский, татарский и английский языки (средний набор средней школы), на мой взгляд, – это скудно. Неплохо было бы добавить латынь и еще пару европейских.

В повседневной жизни татарский язык, естественно, не обязателен, но упрощает общение в татароязычной среде. Обычно все говорят на том языке, на котором удобно. Русский и татарский народы почти пятьсот лет вместе. Это обучает и терпимости, и уважению друг к другу. В Казань едут учиться толерантности, восхищаются соседству православных и мусульманских храмов. Я выросла среди этого. Для меня это не феномен, а объективная реальность.

– Сегодня аудитория поэзии сузилась до самих пишущих, а поэт – это социальный феномен, вызывающий недоуменную улыбку. А вы в это время создаете все новые и новые фестивали. Неужели вы не понимаете, что поэзия сегодня – дело гиблое и безнадежное?

– А по-моему, все обстоит самым чудесным образом! Не берусь рассуждать о качестве современных поэтических текстов – это другой вопрос. Говорим о месте поэзии в нашей жизни, не так ли? Понимаете, это странные 60-е извратили понимание сути и функций поэзии. Не вижу смысла оглядываться назад. Поэзия просто вернулась из стадионов в камерные залы и аудитории, где и пребывала всегда. Процент людей, по-настоящему интересующихся ею, – во все времена величина константная. Сегодня тиражи поэтических сборников вполне соотносимы с тиражами книг Золотого и Серебряного веков поэзии. Очевидно же, что поэзию не может заменить ни Интернет, ни телешоу, потому что это особое мировидение, которое позволяет пересоздать мир, почувствовать себя творцом, это относится не только к поэтам, но и к читателю, ведь подлинное искусство начинается именно в момент со-творчества. Именно в этом я вижу предназначение наших фестивалей: создание условий для сотворчества всех участников. И добавлю: Казань – открытый город, который любит поэзию и всегда рад поэтам!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
607
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
613
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
494
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
317

Другие новости