0
7889
Газета Персона Интернет-версия

06.03.2014 00:01:00

Миф как электрический провод

Тэги: сутягин, данилова, беседа


сутягин, данилова, беседа Красоту нельзя понять мозгом... Константин Сутягин. Сен-Жермен-де-Пре. 2013

Недавно у Константина СУТЯГИНА вышла новая книга «Про счастье и Париж. Записки художника», которая и стала поводом для беседы Дарьи ДАНИЛОВОЙ с автором.


– Константин, вас знают прежде всего как художника. А почему вы решили стать еще и писателем?

– Ну вообще я с детства думал, что стану писателем. Но так как был провинциальным мальчиком, то не знал, что существует Литературный институт. Думал, надо сначала набраться жизненного опыта, а уж потом писать книжки… Поэтому пошел в военное училище – чтоб быть похожим на любимых Хемингуэя и де Сент-Экзюпери. Но там у меня не пошло, и я поступил в МВТУ имени Баумана. А параллельно решил учиться живописи, причем тоже из любопытства, «для опыта» – но вдруг оказалось, что это и есть главное.

– А где учились живописи?

– В студии Евгения Стасенко. Шел по улице, сорвал объявление на водосточной трубе: «Объявляется набор в студию живописи» – и вот… Мне иногда везет в жизни. Там был хороший творческий «бульон», из которого выросла целая группа серьезных художников – «Бауманская школа живописи». Потом «митьки»... До сих пор удивляюсь, что это питерское, а не московское объединение! Москва же веселее, простодушнее, наивнее. Но при этом в Москве был только МОСХ, а из неофициальных – какие-то скучные концептуалисты-умники, как будто они и не москвичи. Поэтому очень обрадовался, когда в 1990 году во Дворце молодежи открылась выставка «митьков» – для меня это была встреча с чем-то своим, давно знакомым, о чем я сам думал, но не знал, что так можно. Оказалось, есть ребята, которые думают так же (только почему-то живут в холодном эстетском Питере).

– Это уже третий том ваших «Записок». Вы всегда что-то записывали?

– Это третья увесистая книжка в проекте издателя Сергея Биговчего, а до этого была увесистая книжка в издательстве «Наше наследие». А еще до того – «Патриотический букварь» в издательстве ОГИ… А до того – книжки в митьковском издательстве Миши Сапего... Всегда ли я писал? Да. Художник всегда носит с собой блокнот и карандаш. Увидит что-то интересное – и зарисовывает. Только другое, не то, что видит писатель. Например, зависла в закатном небе стая черных галок, а внизу речка, и на ее светящейся розовой глади черная рябь... И вот эту рифму («птички» в небе – черточки на воде) художник и зарисовывает в блокнот. Всегда записываю, какое-то волнующее сочетание мыслей, событий, кто-то что-то сказал, а я при этом что-то подумал – какие-то «рифмы», сочетания пятен, которые нельзя назвать сюжетом. Я не писатель. А зачем все это делать – записывать, зарисовывать, допустим, как тень от столба перечеркнула дом – другой вопрос. Не знаю, наверное, болезнь.

– Вы пишете в книге: «Если нет стиля, то нужно чудо, какая-то неожиданность... А где взять?» У вас как раз очень узнаваемый почерк (стиль?). А к какому направлению вы сами себя причисляете?

– Ой, это пусть искусствоведы придумывают. Не хочу сам себе ставить диагноз. Могу только жаловаться: во рту сухость, тут болит, здесь чешется, по ночам хихикаю… А как называется моя болезнь – пусть врач скажет. А вообще где они? Какой последний термин изобрели наши искусствоведы после «сурового стиля» 60-х годов? Сказали им, что живопись умерла, и они успокоились.

– Вы последнее время часто говорите и пишете о мифе. Что для вас миф в живописи, зачем он?

– Да я просто называю какие-то вещи словами, мне удобными, а «миф» это или что... Замечали, как часто один человек не может понять другого? Казалось бы, на ровном месте начинают спорить, не слышат друг друга, и у каждого своя логика, свои факты… У каждого свой миф, который объясняет им их картину мира. Даже не объясняет… Миф – это коридор, в который вдруг провалился, и дальше идешь по нему, и все тебе понятно (пока не свернул в другой коридор). Пока находишься в поле действия мифа, не нужно ничего объяснять. Прошлым летом мы были в Африке, в экспедиции по следам русской эскадры, которая в 1920 году вышла из Севастополя, – Босфор, Дарданеллы, Средиземное море, классика! – но в Европе им не разрешили сойти на берег, и они бросили якорь в Африке (Бизерта, бывший Карфаген). Спустя почти 100 лет мы встречались с людьми, которые помнили тех русских, какие-то фото, воспоминания, могилы под пальмами… И все время было их жалко – а почему, думаю (пытался объяснить себе, но не мог). Ведь никого не осталось в живых, ничего нет! А комок в горле почему-то стоит… В чем его природа, кого я тут жалею? Или почему, когда мы читаем об изгнании Данте из Флоренции, нас охватывает жалость? Ведь это было сотни лет назад – даже Флоренция уже совсем другая! А вот именно потому: наткнулся на электрический провод «миф об изгнании». Не замечал его раньше, а как наткнулся – дальше ток начинает идти через тебя: затрясло и слезы из глаз.

– Или философский пароход, уплывающий из России. Он тоже стал одним из символов изгнания...

– Да, это и есть пружинки искусства – если нет мифа-провода, то ничто не дергает. Формализм, пустота – нет любви, нет слез, нет личного опыта (каждый носит в себе этот миф об изгнании, хоть в микроскопическом виде – пусть даже давным-давно папа в угол поставил, «иди отсюда!»). Миф – это чувство, сопряженное с вечностью: все провода-коридоры мифа тянутся из главного штаба. А «миф об изгнании», конечно же, идет от изгнания Адама и Евы из Рая, только мы не понимаем этого, не видим схему электропроводки, потому что не инженеры. Силовые линии натянуты всюду, но не видны обычным зрением. А художники обнаруживают их своими компасами, подключают произведения искусства, как электроприборы, – и они работают. Например, миф о последнем защитнике крепости тоже всем понятен почему-то, даже не важно, какой крепости (можно не принимать этот миф, но он понятен без всякой логики, понятен своей красотой, которая влечет). Или миф о борце, который несет людям свет… А дальше провод тянется к мифу о человеке, который обязательно должен сказать правду, и пусть там хоть что, хоть потоп, хоть на костер его (Джордано Бруно) – ничего не страшно. Человека несет энергия этого мифа, коридор закрыт со всех сторон своим непререкаемым смыслом, и даже нельзя себе представить, что может быть по-другому. «По-другому» = «кощунство». Миф революционера, который выходит на площадь, и пусть его бьют дубинками – а он прав и счастлив, ура!!! Прометей, который украл у богов огонь и принес его людям, и пусть потом орел клюет его печень, а он прав... Миф всегда рифмуется с вечностью, провода тянутся от Начала, и вполне может быть, что миф «Прометей» связан со Змеем с Древа Познания, который тоже ну просто не мог молчать, не мог не сказать людям правду! Дескать, ну как вы можете тут жить?!! Вы же ничего не знаете!!!

– Выходит, энергия мифа может созидать, освобождать, но неправильно понятый, грубо повернутый в нужную кому-то сторону, он может и разрушать.

– Массовое искусство – оно ведь тоже всех цепляет, тоже вполне себе мифологично, то есть понятно всем. Три кита масскульта – «секс, страх, насилие» – это тоже провода. Масскульт точно так же берет в плен – как в другой ситуации нас захватывает миф о самопожертвовании. «Жизнь пожить за други своя» ничуть не слабее по воздействию – сколько гениальных фильмов снято! Но «секс-страх-насилие» гораздо проще изобразить в искусстве, проще сыграть: три секунды – и деньги в кассу. А миф о самопожертвовании за три секунды не изобразишь. За три секунды будет не самопожертвование, а суицид.

– А как людям учиться чувствовать, когда глубина переходит в попсу, миф – в манипуляцию?

– Вкус – великая вещь. Он позволяет различать фальшивки, избегать некрасивых мыслей, некрасивых поступков. Вкус – это когда чувствуешь не детали, а сразу целое (а потом прикидываешь, подходит к целому эта деталь или нет). Хорошо бы научиться чувствовать красоту, ее силу, напряжение... Красоту перестали воспринимать как нечто основополагающее и бесспорное, как физический параметр – вес, рост… Как температура: печку пощупал – горячая, не поспоришь! Так и красота. Сегодня красоту пытаются понять мозгом (смотрят на печку и размышляют: сколько туда дров закинули, каков КПД и т.д.). Смотрят на картину и думают: «похоже – не похоже», «известный художник – не известный», «какое направление в искусстве», «что хотел сказать художник» и т.д. И все рассыпалось.

– А что такое красота? Например, Караваджо – великий мастер. Но томные выражения лиц и позы его мальчиков мне всегда казались чем-то на грани… а за этой тонкой гранью уже как будто просвечивает вульгарность.

– Скажу осторожно: должна быть энергия, которая тащит куда-то зрителя… А вот куда – другой вопрос. Существует античная связка «истина–добро–красота». (Я бы еще жестче связал «истина = добро = красота».) То есть искусство как влечение к красоте, истине и добру… Но точно так же существует влечение к безобразному. Не буду перечислять все гадости, которыми влечет современное искусство, сами знаете. Вампиры, уроды, пришельцы, призраки-пираты Карибского моря… С непривычки глянешь – стошнит. А потом привык, пригляделся, принюхался, хм… даже интересно!

– Особенно грустно, что детей наших приучают к этому с младенчества.

– Думаю, безобразие тоже привлекает, как и красота (только привлекает в другую сторону). Мы забыли, что надо чувствовать искусство, как печку (тепло – холодно). А древние очень хорошо различали: влечение к холоду, Танатосу (смерти) – и влечение к Эросу (любви). И почему одних влечет одно, других – другое, тоже не объяснить логически – это только не требующий доказательств миф, коридор, в который провалился.

– И художник может развить миф, а может и размыть его. Например, какой-нибудь город мы видим часто глазами художников, писавших его.

– Да, есть холодный миф «Россия – тюрьма народов» и «Москва – большая помойка». И существует миф, что Париж – самый прекрасный город в мире. Для его создания работали тысячи художников, поэтов, киношников, музыкантов – они создали гениальный коридор, попав в который, видишь Париж их влюбленно-восторженными глазами, и не нужно ничего объяснять. А помойки и парижский бардак не видны из этого коридора. Удобства ни при чем – мне, например, очень хочется жить в Москве 1963 года… Притом, что там нельзя было купить бутылку приличного французского вина, съездить в Париж нельзя было и мечтать, а работать нужно было не «в офисе», а рыть метро или ехать в Сибирь на стройку. Но был гениальный фильм «Я шагаю по Москве», и благодаря ему жить в Москве 1963 года было счастьем. Счастье – тоже миф-коридор, из которого все выглядит прекрасным и значительным, теплым.

Точно так же из коридора «несчастье» ничего радостного не видно, а тянет холодом и затхлостью. (Миф «несчастье», кстати, дешевле. Его проще воспроизводить-поддерживать – как проще поддерживать масскульт. Как проще по своей природе стремление к Танатосу.)

– Теперь понятно, почему названия всех трех ваших книг-альбомов начинаются словами «Про счастье…» 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2136
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4858
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2664
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3069

Другие новости