0
3503
Газета Персона Интернет-версия

10.04.2014 00:01:00

Жизнь на парадоксе

Тэги: аннинский, михайлов, дударев, беседа


аннинский, михайлов, дударев, беседа

Юбиляр Лев Аннинский на капитанском мостике отечественной словесности.  Фото Игоря Михайлова

Как понятно из биографической справки, в этом году – а именно 7 апреля – Льву АННИНСКОМУ исполнилось 80 лет, в связи с чем с литературным патриархом побеседовали Игорь МИХАЙЛОВ и Валерий ДУДАРЕВ.

– Лев Александрович, вы один из лучших специалистов по творчеству Лескова. Ваша книга «Лесковское ожерелье» по-новому показала искания этого русского гения. И сами вы, применяя к себе классическую меру, обозначили себя по названию лесковского рассказа «Штопальщиком». Штопальщик – это и ваш характер, образ жизни?

– Нет, конечно. И насчет штопальщика – шутка. Но на Лескова я вышел в ходе нешуточных раздумий о русской реальности. Коротко говоря: над нами бездна небесная. Это Толстой. Под нами бездна инфернальная. Это Достоевский. Где между ними связь? Как соединить бездны? Неужели нет тропки? Есть. Есть тропка! Это – Лесков. Только не шлях и не путь, а именно тропка. Ведет вроде бы замысловато, но именно она – приведет. Пока другие армии воюют на шляхах и объявляют пути в светлое будущее. Лесков – русский ответ русской немыслимости.

– Недавно вы видели небольшую часть этой тропки – выступали перед различными аудиториями в Иркутске, но, как понимаем, душою скорее были в Крыму. Как одного из авторов журнала «Родина» не можем не спросить, что такое родина? Это понятие сегодня размыто.

– Родина – духовное достояние, которое ты ощущаешь как незаменимое и неотменимое. Оно может совпадать или не совпадать с маршрутом биографии («кто в Крым, кто на Байкал»), но это ценность абсолютная. Это то, что подтверждает Смысл твоего существования. То, что делает тебя личностью. Хотя как индивид ты волен гулять где охота.

– И вы тоже «гуляете где охота». Одна из последних ваших книг – «Маршруты» – это попытка восстановить в прежних границах пространство молодости и судьбы или сборник путевых очерков?

– Как нормальный шестидесятник я в составе студенческих групп избороздил пешком и на лыжах, а потом на плотах и байдарках все доступные края державы. Как нормальный графоман я писал путевые заметки, мысленно присягая Джерому и его собаке. Как нормальный комсомолец я испытывал восторг от походного братства – совершенно независимо от официоза, который висел в воздухе. Печатал я эти свои заметки по случаю, в сборниках вроде «Туристских троп» и «Ветра странствий», а книжку сложил только теперь. Отпечатал не для продажи, а для друзей, тиражом 50 экземпляров. Конечно же, это попытка удержать пространство моей молодости в пределах Смысла.

– А сегодняшнее литературное пространство по-прежнему держится на толстых литературных журналах. Вы – критик журнала «Дружба народов», член редакционного совета журнала «Юность». Что происходит с толстыми журналами?

– Парадоксально, казалось бы, но они ежемесячно выходят. Они просто нужны людям мыслящим!!! На парадоксе вообще жизнь строится. Для меня весь карнавал жизни начался с осознания того парадокса, что я появился на свет от колен, вроде бы историей разведенных насмерть. Отец – донской казак, мать – еврейка. Для революционной эпохи нормально, но если вдуматься – контакт этносов, каждый из которых никак не мог найти своего места в истории. Ни казаки, без конца менявшие фронты и маршруты, ни евреи, у которых в маршруте всегда маячил погром. Исходя из такого качающегося альянса, то есть не имея в жилах ни капли традиционной фундаментальной русской крови, я ИЗБРАЛ русскость, я СТАЛ русским, я себя решил посвятить тому, чтобы чресполосное мое происхождение возымело Смысл как НЕОТМЕНИМЫЙ духовный факт. И толстые журналы – НЕОТМЕНИМЫЙ духовный факт!

– Но кроме главного камертона современной литературы – толстых журналов существуют премии. Вы – член жюри «Ясной Поляны». Каждый премиальный цикл заканчивается вручением премии, но новые имена появляются редко. Есть зачатки литературы, которая даст ростки?

– Имен не назову – если им суждено прозвучать, вы их сами услышите. В жюри я плох, потому что стараюсь дать премии всем претендентам, иногда независимо от качества. Развитие прозы зависит не от премий, а от состояния национальной культуры, от характера народа, меняющегося с геополитической ситуацией. А вместе с нею меняемся и мы сами. И наши критерии.

– Пусть меняются критерии, но остается самое дорогое, самое важное. Какая ваша книга вам особенно дорога?

– Самое дорогое, что мною написано, – не километры литературной, кино- и прочей критики, а 13-томная родословная – «Ветви» – жизнь моих предков, казачьи и еврейские хроники. Если после меня что-нибудь останется, то этот стон о погибших, зарок детям и внукам, узелок истории, который хочу удержать в бытии.

– Раз так, вспомним и о детстве! Почему ваш брак по любви с кино не состоялся в полной мере, как с литературой? Ведь ваш дебют в «Подкидыше» был более чем обнадеживающим, да еще с такими партнерами, как Раневская.

– Дебют в «Подкидыше» совершенно случаен: меня высмотрели в детсадовской массовке и наградили репликой, прозвав «собакой» (пограничной) – скорее с легкой руки Агнии Барто, чем Раневской. На этом моя кинокарьера завершилась, хотя произрастал я близ «Мосфильма» (где работал мой отец и откуда он ушел на фронт). Так что кино было рядом. Но литература в моем сознании соперниц не имела. И, уже освоившись в роли литературного критика, я добавил в круг интересов и кино, и фото, и театр, и еще много чего, в чем опять-таки брезжил Смысл.

– Вот вы во всем ищете Смысл с большой буквы. Пожалуйста, назовите 10 книг (имен), без которых невозможно представить себе образованного человека XXI века. Книги, без которых вообще разговор о смыслах никакого смысла не имеет.

– Библия. Коран. Священные книги Востока.  «Слово о полку»… Из мирового круга… Гомер, Руставели, Сервантес, Шекспир, Гете, Томас Манн… Из родных: Толстой, Достоевский, Горький, Шолохов, Гроссман, Солженицын, Шаламов…

– Эти книги дают нам шанс разобраться в смыслах бытия. А можно ли врать в книге, причем в книге, смыслы открывающей? Вы как-то сказали: я вру, но не лгу. Работа критика предполагает вранье, когда автор лжет во спасение или по каким-то другим причинам?

– Спасение – вообще из другой оперы. Если мой отклик кого-то «спас» – пусть так, но подобной цели я как критик не ставлю. Я пишу не затем, чтобы помочь автору (или, не дай бог, повредить), а затем, чтобы понять смысл появления данного текста в нашей реальности. Что же касается лжи и вранья, то должен признаться в изначальной несерьезности этого различения. Просто меня заинтриговало происхождение слова «врать». Когда я уяснил, что в русской речи оно означает «врачевать», а врун – это «врач», мне это так понравилось, что я стал искать противовес, то есть пытался понять, когда человек сознательно выдает одно за другое. То есть лжет. Облегчения ложь не приносит, от нее только боль и горечь. А когда ты мобилизуешь попутную фантазию – это приносит облегчение и даже помогает нащупать выход из ловушки лжи. Поэтому в статьях своих я вру, но не лгу. Если надо солгать – лучше промолчу. А если можно приврать – то с удовольствием.

– То есть настоящий литературный критик способен спасти великого поэта из «ловушки лжи» даже после его смерти… В свое время вы обратились к Рубцову с разговором о его стихах, а он как отрезал: ваше мнение меня не интересует. Как часто адресат критики реагировал не так, как вы предполагали? Возможно, такая реакция – лучший из откликов?

– У меня проблема взаимоотношений с теми, о ком пишу, обрисовалась довольно драматично с первых опытов. Вариантов, как я понял, два. Или мой собеседник мною доволен и даже благодарен. Или недоволен: оправдывается, а то и обвиняет меня. В этом втором случае мне хотелось уйти от разговора, сказав «это не ваше дело» или «это вас не касается». Но и в первом случае было неловко объяснять собеседнику, что я пишу вовсе не ему и не о нем, а он – только обстоятельство. Доходило до того, что я переставал общаться с теми, о ком писал. Писать все равно хотелось, но только не объясняться. Получалось не всегда – продолжал и общаться, и писать. Но одно другому мешало. С Рубцовым все вообще вышло случайно. Мы оказались рядом в очереди к стойке столовой Литературного института. Были едва знакомы. Я из учтивости вякнул, что читал его стихи. Он брякнул в ответ, что мое мнение его не интересует. Я почувствовал глупость ситуации, но и облегчение: теперь о нем можно не писать. Но в той атмосфере Литературного института, откуда Рубцова неоднократно выгоняли, другой ответ поэта невозможен! Защитная реакция. В то же время Рубцов отвечал упрекавшим его в отсутствии бытовой обустроенности: «Ваши шкафы и хрустали меня не интересуют». Кроме поэзии, его вообще ничего не интересовало, а страшная действительность наступала… Я об этом пишу в третьем томе антологии «Красный век».

– Один из главных ваших трудов – «Красный век» – о поэтах века двадцатого. Если имена из первых двух томов достаточно известны, то третий том – почти сплошь открытия. Обозначьте, пожалуйста, знаковые поэтические имена в третьем. И что такое, по-вашему, поэзия?

– Имена перечислены на обложке третьего тома. Насколько я прав в выборе имен – не знаю: время покажет. Это новые поколения, которые унаследовали от нас ценности, объявленные химерическими. Пусть наследники ищут свои ответы на вечные вопросы! Кто найдет – испытает всю тяжесть ответов. Легких не будет. Легкие отлетают пылью строфики. Принцип отбора великих поэтов у меня все тот же: дело не в том, кто хорошо пишет строчки, а в том, кто задает эпохе вопросы, которые никому в голову не приходят, и кто ищет Смысл существования, которого другие в упор не видят. Или не выдерживают. Поэзия – вопрошение о Смысле, это способность вынести Смысл – каким бы он горьким ни был. Другим он не бывает. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
715
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2450
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1641
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1267

Другие новости