0
7311
Газета Персона Интернет-версия

19.06.2014 00:01:00

Человек словесно беспомощен

Тэги: проза, стихи, филология, елена тахогоди


проза, стихи, филология, елена тахо-годи Елена Тахо-Годи солидарна с Габриэлем Гарсиа Маркесом: нужно жить, чтобы рассказывать о жизни. Фото Виктора Ахломова

На прошлой неделе на IX Московском международном открытом книжном фестивале был объявлен длинный список литературной премии «Ясная Поляна». В номинации «XXI век» в число участников лонг-листа вошла и Елена ТАХО-ГОДИ с книгой «Друг бесценный», что стало поводом для беседы Сергея ГЕРАСИМОВА с автором.

– Елена Аркадьевна, зачем вы, профессиональный литературовед, пишете повести и рассказы?

– Хочу ответить цитатой – напомню название книги воспоминаний Габриэля Гарсиа Маркеса: «Жить, чтобы рассказывать о жизни».

– А что дает этот род творчества для вас как для профессионального филолога?

– Во-первых, понимаешь, насколько человек словесно беспомощен, какая бездна между тем, что ты видишь, и тем, насколько ты можешь это выразить. Во-вторых, начинаешь по-новому ценить писателей-классиков, то, как гениально они справляются с сопротивлением материала.

– Когда и как вы начали писать?

– Года в три, когда сочинила сказку о львенке Иванушке, жившем в дупле высокого дерева. Лет в шесть я принялась за роман в духе Жюля Верна, потом за исторический в подражание Дюма и Вальтеру Скотту, но дальше первых страниц дело не продвигалось. Тогда я взялась за стихи. Думаю, это было частично от лени: написал четыре строчки – и все готово (о том, что бывают одностишия, я, к счастью, не знала). Однако теперь с удивлением обнаруживаю, что в первом же из стихотворений, воспевавшем безысходное одиночество моей первой школьной учительницы, уже таились сюжеты нынешней книжки. Ведь женское одиночество – одна из ее главных тем.

– А если серьезно: что, с вашей точки зрения, легче писать – стихи или прозу?

– Прозу писать труднее. В поэзии эмоция, интонация могут иной раз скрыть авторскую беспомощность или даже придать ей некоторое очарование.

– Как вы пишете? Вам нужна какая-то особая атмосфера для работы?

– Иногда атмосфера создается экспромтом. Два из вошедших в книгу текста писались по дороге в загранкомандировку. Ехала поездом, оказалась в купе абсолютно одна и стала писать на коленке в блокнот жуткими каракулями – и от спешки, и от тряски. Рассказ написала по дороге туда, повесть – на обратном пути.

– То есть вы пишете достаточно легко?

– Отнюдь нет. Потом я правила эти тексты энное число раз.

– Но если прозу писать труднее, то стоило ли «изменять» поэзии?

– Последние годы стихи я пишу редко. Вышедший в 2012 году в издательстве «Водолей» сборник «Неподвижное солнце» если не прощание, то определенный итог этого рода деятельности. Прозы пишу больше начиная с 2006 года, когда в питерском журнале «Звезда» появилась серия рассказов-воспоминаний «У мирного порога моего…».

– Почему вы, москвичка, стали печататься в Питере?

– Виноват в этом замечательный филолог, профессор Омри Ронен, к сожалению, недавно ушедший из жизни. Прочитав мои тексты, он настоял, чтобы я послала их в «Звезду», где печатался сам. Соредактор журнала Андрей Арьев их принял и даже начал меня убеждать, что я прозаик. Сначала я этому сопротивлялась, а теперь ему приходится читать мои опусы. На его счастье, я пишу немного.

– Для вас важно печататься именно в «Звезде»?

– Несомненно. Как актеру нужен свой режиссер, который в него верит, так автору нужен журнал и его редактор, нужен издатель. В Андрее Арьеве всегда поражают острый взгляд и меткие суждения. Для таких читателей, как он, писать очень приятно. Да и вообще мне везет на хороших читателей. Есть несколько человек – и профессиональные литераторы, и коллеги-филологи, которые готовы потратить время, чтобы посмотреть мой текст до публикации. Очень признательна им за отзывы, особенно за замечания. С издателем тоже повезло – делать книгу в «Водолее» у Евгения Кольчужкина всегда большая радость: это уникально, когда издатель не просто до щепетильности во всем порядочен и аккуратен, но и сам поэт, тонкий и умный ценитель слова.

– Ну, раз у вас есть и «свой» издатель, и «свой» журнал, то, наверное, проблем с публикацией текстов не возникает?

– Почему же – очень даже возникает. Например, рассказ «Фотограф» в «Звезде» не взяли – позже он вышел в «Октябре». Не взяли и рассказ «Вышивка крестом», за который в 2010-м я получила премию «Юности». Особо не везло рассказу «Благородный суп» – его дружно отвергли четыре журнала. С редакцией одного из них разговор был классически комическим. Снимаю трубку. Мужской голос уныло спрашивает: «Елена Аркадьевна? Здрасьте. Я того, вот, значит. О вашем рассказе. Значит, того, ну, огорчить придется. Не подходит он, значит. Почему? Да язык в нем, такой, понимаете, значит, не совсем как бы литературный. Вот чего. Вы того-этого, не обижайтесь. Ну, тогда того – до свидания». После этой беседы я со спокойной душой включила текст в книжку.

– Да, с этим читателем вам явно не повезло. Слушая вас, вспомнил посвящение к «Руслану и Людмиле», где Пушкин напрямую определяет свою читательскую аудиторию: «Красавицы, для вас одних/ Времен минувших небылицы…/ Рукою верной я писал…» А на какого читателя рассчитана ваша книга?

– Эта книга о женских судьбах. Значит, естественнее всего предположить, что она адресована женской аудитории. Однако среди того узкого круга читателей, о котором я упоминала, как ни парадоксально, нет ни одной женщины. И зачастую женскую психологию они понимают лучше меня.

– У книги есть подзаголовок «Четыре истории о любви» – для чего вы его ввели? Чтобы сделать ее более продаваемой?

– Нет, конечно. Хотелось подчеркнуть, что это не просто сборник повестей и рассказов, никак не связанных между собой, но единая книга, имеющая сквозные сюжеты и/или мотивы. Хотя изначально, когда писались сами тексты, такая цель не ставилась.

– Есть ли прототипы у ваших героев? Откуда вообще берутся сюжеты?

– Одна из знакомых филологов, получив книжку в подарок, сказала: «Разве это книга? – я таких не читаю: где предисловие? комментарии? текстология? датировки? кто прототипы?» Конечно, это была шутка, но, конечно, филологу, в том числе и мне, интереснее всего наблюдать, как при писании трансформируется реальность. В повести «Платонов» герой-хирург рассказывает о первой самостоятельной операции. Похожую историю я услышала девчонкой, валяясь в больнице с аппендицитом. Но когда решила «подарить» ее своему персонажу, выяснилось, что при буквальной передаче все сводится к голой сюжетной схеме, к анекдоту. Пришлось многое домыслить, чтобы сюжет обрел плоть. Пишущий – вольно или невольно – поступает, как гоголевская невеста, приставляя губы Никанора Ивановича к носу Ивана Кузьмича. Малозначащий эпизод становится важной деталью, положительное получает негативную коннотацию, а реальная женщина превращается в героя-мужчину.

– Книга красиво оформлена. Кто выбирал иллюстрацию для обложки – издательский художник?

– Художник лишь технически реализовал мою идею. Книгу, как и человека, встречают по одежке. Для меня важно, чтобы обложка была не просто красивой, но несла и определенный смысл. Выбрав картину голландского художника-символиста Жоржа де Фёра «Голос зла», я хотела дать читателям своего рода ключ к ее замыслу. Все мои героини слышат этот голос зла, сталкиваясь с соблазном, с искушением: Клавдия Ивановна из рассказа «Лизка» принимает чувства своей ученицы просто за дружбу; Таня из повести «Друг бесценный» встречается с мужчиной, играющим в любовь просто из любви к искусству; Маргарита Сергеевна так и не может понять, что за человек Платонов, с которым столкнула ее судьба.

– Почему же тогда эти тексты названы «историями о любви»? Может, стоило назвать их прямо – «истории о соблазне»?

– В примитивном смысле никакой любви в этих рассказах, конечно, нет. Мои героини не находят счастья или не чувствуют его полноты. Отсюда безысходность и разочарование.

– Но ведь судьба героини «Благородного супа», Ани, вроде вполне благополучна?

– Я бы не хотела, чтобы этот финальный рассказ был принят за хеппи-энд. Да, в отличие от других Аня обретает семейное счастье, но у нее в душе – пусть не вполне осознанно – тоска по безупречно чистой любви, существование которой продемонстрировал ей старик-эмигрант Виельгорский. Эта тоска по любви – идеальной, прекрасной, и потому в принципе неосуществимой – останется с нею навсегда.

– Соблазн – это хорошо или плохо?

– С этической точки зрения, несомненно, плохо. Но соблазн любовью позволяет героиням вырваться из повседневной рутины, содействует более интенсивной жизни души. Пережитое не только принуждает их пристальнее вглядеться в самих себя, возрождает в душах жажду любви, чистой и возвышенной. Книжка начинается и заканчивается почти одинаково – героиня садится в машину. На первой странице – это слабая и одинокая Таня, на последней – вроде бы сильная и благополучная Аня. Но кто из них счастливее, кто знает истинную любовь – вышедшая за нового русского и имеющая двух детей Аня или одинокая Таня, у которой никого и ничего нет, кроме веры в Бога – очень слабой, но все-таки удерживающей ее от греха – большой вопрос.

– Такова философия любви в вашей книге?

– Один из читателей сказал, что, хотя книга ему и понравилась, он не видит в ней глубинной идеи. Я не стала спорить, но, думаю, такая идея все-таки есть. Тут не только психология любви, но и ее определенная «философия». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1155
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
899
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1078
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
710

Другие новости