0
4305
Газета Персона Интернет-версия

19.02.2015 00:01:00

Текст как инструкция

Тэги: проза, нонконформизм, дневник


проза, нонконформизм, дневник Маргарита Меклина творит мифы. В том числе и о себе.  Фото из архива Маргариты Меклиной

В конце января в Москве состоялось вручение премии «НОС-2014», в шорт-лист которой вошла новая книга Маргариты МЕКЛИНОЙ «Вместе со всеми». Что думает о своих текстах писатель-билингва, более 20 лет живущая вне страны «перинатального» своего языка, какие новые смыслы открывает для себя – об этом и не только ленинградская калифорнийка рассказывает коллеге по духу и перу, лауреату «Нонконформизма-2012» Наталье РУБАНОВОЙ.

– Маргарита, в тексте «Клок», вошедшем в новую книгу, вы предлагаете читателю самому начать писать тексты, основываясь на методе, который описали в новелле: записывая события своей жизни, происходящие на пике каждого часа. Забавно: надеетесь, кто-то откликнется?

– Я создаю не литературу, а руководство к действию. Мои тексты – это инструкции. Своеобразные мини-перформансы, к участию в которых я призываю читателя. С этой точки зрения мне интересна, допустим, не гипсовая, обнаженная Etant donnes  Марселя Дюшана, за которой можно наблюдать в кирпичную дырку в стене, а его опубликованные указания с детальными чертежами, повествующие о том, как это произведенье искусства «собрать» при перемещении его в новый музей. Пассивно потребляя беллетристику, человек рефлексирует, ничего не добавляя к ауре мира. А узнав о новом методе создания смыслов из моей книги, он и сам сможет стать творцом. Уж лучше он будет писать тексты, чем станет террористом и примется что-то взрывать. Достаточно посмотреть на социальные сети. Там все пишут, все ждут моментального отклика, убиваются, возрождаются, постят манифесты и мнения, считают себя фотомоделями, журналистами, звездами, пупами земли. Сеть предполагает интерактивность – и литература должна за ней двигаться. Профессионал и любитель, порномодель и вуайер – в нынешнем мире соавторы. Текст рождается где-то на грани писателя и читателя. Почему читатель должен погребать себя под чужим опытом? Этим бездейственным опытом полны полки библиотек. У него есть свой собственный, и он может им поделиться. Есть же кулинарные шоу. Там учат, как стать поварами хотя бы на 10 минут. Я же предлагаю читателю стать писателем и вглядеться в «узор событий» в его, читателя, жизни. Ведь Cократ говорил: «Неизученной жизнью не стоит и жить».

– Зачем стенографировать свою жизнь, если речь все-таки о прозе, а не о ЖЖ? Вспомним классика: «Моя повесть вырождается в дневник…» Набоков не случайно именно дневник назвал «самой низкой формой литературы». Автобио как своего рода «смерть автора». Нет?

– У жизни тоже есть свой сюжет. Некоторые живут красиво – как в романе. Некоторые – всегда будто в черновике, в каких-то неаккуратных набросках. В шубах с чужого плеча – торчат швы. Я же выстраиваю свою жизнь как увлекательный роман: с вечным риском, сменой мест и привычной среды. Помните Марину Абрамович, которая на площади где-то в Италии дала ножи и пистолеты прохожим, чтобы проверить, что же они захотят с ней сотворить? Застрелить или погладить птичьим пером по щеке? Это, конечно, экстрим, но куда-то в сторону «вечного перформанса» я и стремлюсь. А потом, записывая события, проверяю: есть ли гармония? Перелагаются ли события в складный сюжет? Если получается абы как и проза неинтересная – значит, и живу я неправильно. И тогда мои тексты – показатель того, что и жизнь надо менять.

– «НОС»: Новая Социальность, Новая Словесность. Насколько же так называемая новая социальность отражается в ваших текстах, в новой книге?

– Мне кажется, в России в термине «новая социальность» видят политику. Или ассоциируют социальность с социалкой: размером пенсий, временем, проводимым на почте, внезапным понижением цен на дешевую водку. Писатель якобы должен все это описывать... описывать быт.  У  Гоголя есть совершенно иная новая социальность. Акакию Акакиевичу тоже нужна эта потребительская корзина и пенсия, он тоже борется с бытом – но во главу угла поставлена его душа. Метафизическая сторона бытия. Которую не выразить в курсе рубля по отношению к доллару. Новой социальностью сейчас является человек и его возможности. Что он способен сделать в нынешнем мире, в котором блогер может выйти на публику и достичь заметкой в Facebook толпы людей. В России блогер с определенным количеством подписчиков теперь обязан зарегистрироваться; в Стамбуле активисты использовали Интернет, чтобы собираться на протестные митинги; в Саудовской Аравии блогера присудили к публичному избиению плетями... Один-единственный человек сейчас очень много может сделать для «сотрясения воздуха во всем мире». А мне при помощи текстов-экспериментов хочется узнать, каковы границы возможностей человека в современном оцифрованном мире... Вот в этом я и вижу новую социальность: человек без границ. Человек, при помощи социальных сетей видящий, что происходит в других странах, модифицирующий себя и становящийся глобализованным человеком будущего под рукоплескания или плети мирового сообщества.

– Вы говорите о некой условно фейсбучной иллюзии глобализации. Оцифрованный мир – пресловутое «чудище обло». Быть может, именно потому в текстах ваших «случаются» исключительно ментальные конструкции – идущая от ума красота, не питающая нечто другое?

– Ментальные конструкции не должны противопоставляться искусству. И супрематизм – скорее всего «от ума». «Серийность» в музыке – тоже. Кому-то нравится теплая и уютная антропологическая избушка на курьих ножках, а кому-то – скульптуры Ричарда Серры, которые еще нужно осмыслить. Мне близка «нулевая степень письма», шутки без смеха.

– Текст «Сervix» из книги «Вместе со всеми» вошел в финал конкурса «Нонконформизм-поступок» (2013). Должен ли нонконформизм явиться частью новой социальности?

– Новая социальность – это новые веяния и одновременно проблема противостояния: «века нынешнего и века минувшего». Любой ушедший вперед человек – как Чацкий – всегда нонконформист. Так что если общество ставит значок «18+» на все более или менее выходящее из общепринятых рамок, нонконформист, наоборот, должен это утрировать: впускать в свои тексты «поклонничество перед Западом», живую русскую речь (мат), ересь (борьба против «попов земли»), подробные физиологические описания, нетрадиционные отношения, убирать любую самоцензуру. В Америке смерть запихали в дальний угол – а Тобиас Шнеебаум писал, как в каких-то племенах дети катали черепа предков по земляному полу прямо в середине землянки. Это и любовь к предкам, и избавление от страха смерти. У нас сейчас везде – не разлагающиеся клетки, а пластик, засоряющий окружающую среду, который переживет нас всех. Замазать кремом старость, припудрить смерть. Значит, надо идти в морг, идти в дома престарелых – и сунуть обществу в нос мертвецов и стариков! Почему мне и запомнился текст Габриэлы Витткоп «Смерть C». Или тексты Эрве Гибера про то, какие штуки проделывает с телом СПИД.

– Иногда о вас пишут как о физиологичном авторе. Эротизированном, хотя это очень спорно. Но в новелле «Linea Nigra» перечисляются анатомические детали, подробно выписаны ощущения беременной: сама жизнь, сама любовь. Параллельной реальностью выступают сухость, сценарность другого пласта текстов: логика, расчет, статика, смерть. Совместимы ли влага и механика? Вот это был бы микс, только подумайте…

– Этот микс обычно надлитературен, ведь мы создаем не только тексты – мы создаем мифы, в том числе о себе. Есть текст Хармса о старухах, вылетающих из окна, а есть миф о Хармсе, не очень добром, возможно, по отношению к своей жене Марине Дурново; франте, непонятном человеке, жившем в Питере, который в блокаду сидел в тюрьме и там от истощения умер. Теперь в Питере даже будет автобусная остановка имени Хармса (маршрут 177). И вот этот миф о человеке – это тоже своеобразный текст; история жизни Хармса принадлежит литературе в той же степени, что и собственно тексты, которые он произвел. Пересечения влаги и механики – это «Архипелаг 

ГУЛАГ» Солженицына, текст-документ со статистикой смертей во время репресий, и «Один день Ивана Денисовича», где эта статистика романтизирована. Но объединяет эту статистику и влагу сам Солженицын – с мифом своих преданных жен и талантливых сыновей, с мифом о преодолении рака. И я совокупностью жизни и текстов создаю «миф  Меклиной», тем самым преодолевая границы и выходя за рамки «собственно человека». Становясь чем-то другим…

– На ваших ботинках пыль многих стран: вам интересно писать о себе «в интерьере», вы во многом считываемы. Но вы не автор травелогов: разностранье – лишь декорации, в которых вы «вивисекствуете» свои чувства, чувства других людей, а потом  чувства букв. Что для вас все эти перемещения по шарику? Только ли «подпитка прозы»?.. Ведь есть что-то большее, нежели дневник.

– Путем смены стран я пытаюсь оторваться от корней, от традиций, от своего языка. Ведь все говорят о духовности, потусторонности, стремлению куда-то наверх. Не к праязыку – а к постязыку. Чем дальше от того, что привязывает нас к земле и родине, тем ближе к иным, более совершенным мирам. Наверное, душа человека после смерти не знает границ. А путем путешествий я раздвигаю эти границы.

– «Тоска по родине – давно разоблаченная морока», ОК.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1330
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3209
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2305
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1846

Другие новости