0
5181
Газета Персона Интернет-версия

19.03.2015 00:01:00

Расселина времен

Тэги: проза, роман, херсон, чайковский, пушкин, чехов, год литературы, литфонд, голландия, франция


люди
Евсеев с музыкой накоротке...
Фото из архива Бориса Евсеева

Проза Бориса Евсеева удивительно музыкальна. Это и неудивительно: по первой профессии он музыкант. И не только разбирается в ней превосходно, но и много пишет – о композиторах, порой совершенно забытых, но сильных, ярких, важных. 

Еще одна из важных черт прозы Евсеева – это фантасмагоричность. Последний его роман «Пламенеющий воздух» – это одновременно лирический гротеск и психологическая драма, посвященная загадке эфирного ветра. 

О Годе литературы, малой родине и новой повести писателя «Чайковский, или Волшебное Перо» с Борисом ЕВСЕЕВЫМ побеседовал Владимир ПИМОНОВ.


– 2015 год объявлен Годом литературы. Сейчас уже заработал официальный сайт, учреждена Литературная палата, в которую вошли представители крупнейших союзов писателей, переводчиков, журналистов. Борис Тимофеевич, расскажите о вашем отношении к этим мероприятиям. Вовлечены ли вы в организационную работу? Что конкретно могли бы предложить организаторам? Насколько реально, что вас услышат?

– Я был в МХТ имени Чехова на торжественном открытии Года литературы: писателей там было немного, а вот окололитературных проныр и не имеющих отношения к литературе чиновников – без счета. Первоклассных писателей у нас и впрямь негусто, может, даже меньше, чем вмещает зал МХТ. Репрессивное замалчивание высокой литературы медиасообществом и некоторыми ветвями власти привело к страшному перекосу в сознании трех поколений граждан! Качественных писателей стали гасить, как тоненькие свечи, уничтожать как вид. 

Кто только не пользуется сейчас подоспевшим Годом литературы: долларовая интеллигенция и секретарствующие ключницы, либеральные древоеды и комсомольские листоблошки… Вовлекаться в их пустопорожнюю деятельность не хочу. А вот писать новые повести, заниматься языкотворчеством и добиваться внесения в Трудовой кодекс профессии писатель – готов без устали!

– На проведение мероприятий Года культуры в РФ в 2014 году было выделено 3 миллиарда рублей. Заметили ли вы, что люди в России стали после этого культурнее? Наверняка выделены средства и на Год литературы. Способны ли деньги поднять в обществе престиж писательской профессии, увлечь людей литературой, воспитать будущих классиков?

– Культура – дело вековое, небыстрое. И хотя недавно подписан документ «Основы государственной культурной политики» – не он, а подлинное равенство при распределении «золотого запаса» культуры сыграет решающую роль в ее взлете! Сейчас наблюдается явное неравноправие граждан при получении культурных ценностей. В столицах этих культурных ценностей с избытком. А кое-где в провинции – шаром покати… 

Что же до классиков, так ведь и Пушкина когда-то классиком не считали, говорили: «исписался», «умер при жизни». Антона Павловича «чеховщиной» и «третьеразрядностью» донимали. Классиков не воспитывать нужно. Им нужно не мешать жить. А также способствовать тому, чтобы они творили не в четверть силы, не на коленке в метро, не на мизерную стипендию в чуланах Литфонда!

– Вы родом из Херсона. Насколько для вас важна связь с малой родиной? Влияет ли она на ваше творчество? Как сейчас складываются отношения с земляками?

– Я родился на Украине, но моя духовная родина – Новороссия. С детства я жил в атмосфере любви к Екатерине Великой и Суворову, к Ивану Ганнибалу и Федору Ушакову. Но больше всех любил князя Потемкина, похороненного, кстати, в Херсоне, который он одно время мечтал сделать столицей Российской империи. А Москва – город моих предков. Вот я в нее в 1971 году и вернулся. Однако о Новороссии писал и пишу во многих своих произведениях.

Новороссия – моя боль! Но и Украина – тоже… В романе «Отреченные гимны», вышедшем в 2003 году, события, которые происходят сейчас на юго-востоке Украины и в Новороссии, предугаданы конкретно, в деталях. Более того, в романе звучат и финальные аккорды еще только предстоящей истории. 

– В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Вы по первой своей профессии музыкант, прекрасно чувствуете музыку, которая, на мой взгляд, присутствует в ваших произведениях. Какой он, Петр Ильич? Насколько музыка Чайковского нужна современным людям? Можно ли с помощью литературы привить интерес к классической музыке вообще и к личности Чайковского в частности?

– Только что вышла моя книга для детей «Чайковский, или Волшебное Перо». Это повесть-сказка. Именно в сказочной форме мне хотелось познакомить юных читателей с русским гением. Завистники возвели на Чайковского множество напраслин, а он был редкой души человек: добрый, веселый, без меры впечатлительный. 

Я старался раскрыть истоки его творчества и великую любовь к народному мелосу, хотел, чтобы великие литературные образы, с которыми он работал, запомнились детям. Узколобые «слухмейкеры» могут и дальше раздувать сплетни, пущенные сестрами Пургольд и подхваченные заокеанскими доброхотами! Но детские души надо перестать тиранить «грязненьким» Чайковским, нужно восстановить чистый, светлый образ.

– В 1–3-м номерах журнала «Юность» за 2015 год опубликована ваша повесть «Офирский скворец». О чем эта повесть? И почему вы публикуете ее в «Юности», в издании, о существовании которого вспоминают разве что с ностальгией.

– Журнал «Юность» сегодня снова набирает высоту. А повесть – остросовременная. В то же время она накрепко связана с отечественной историей. Вот завязка: российский подданный, авантюрист и прожектер Иван Тревога, задумавший основать на острове Борнео Офирское царство и выдававший себя в Голландии и во Франции за принца Голкондского, по приказу Екатерины II заключен в крепость, а потом в Смирительный дом. Там Иван учит скворца человеческой речи. Вскоре ему удается переправить птицу в Москву, к загадочной расселине времен, находящейся в знаменитом Голосовом овраге. В этом овраге (что подтверждено документально) на долгие годы пропадали, а потом, через десятки лет, вновь появлялись как отдельные люди, так и целые воинские подразделения. Обер-секретарь Тайной экспедиции при правительствующем Сенате Степан Шешковский посылает разыскников поймать скворца, говорящего разные дерзости. Разыскники вступают в овраг и пропадают там на 200 с лишним лет. Появляются они в Москве лишь весной 2014 года… 

Но большая часть повести относится к нашему времени. События происходят не только в российской глубинке, но и на Украине, и на Донбассе. При этом черточки сверхреальности не лишают повесть достоверности, а проступающий кое-где «мистический натурализм» только резче высветляет нашу действительность.

– Что ждет русскую литературу? Чего нам всем вообще ждать от жизни?

– В России все самые важные жизнетворческие идеи всегда приходили из литературно-художественного опыта. Литература – это познание! И это совокупность мира, а не только политический или исторический его аспекты. 

Отсутствие качественной литературы опасно для России! Поэтому русскую литературу, в частности художественную прозу, ждет новый взлет. Но еще важней то, что произойдет с языком. Он порвет путы иноземщины, вернется к корням, засверкает блестками просторечия. Беспутье языка – беспутье мысли. А беспутье мысли – беспутье страны! 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Ольга Соловьева

Макрон призывает европейцев к конфликту с РФ на морях

0
934
Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Игорь Субботин

Вашингтон беспокоится за стабильность властей в Дамаске

0
791
Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Михаил Сергеев

Медленно стареющим гражданам чиновники советуют дожить до 120-ти

0
987
Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Анастасия Башкатова

Стимулы к ипотеке не застрахованы от пересмотра

0
947

Другие новости