Немецкие полицейские смеются, не обращая внимания на бригадефюрера СС Каминского. Для них он остается унтерменшем. Иллюстрация из книги
Одной из наиболее сложных и драматических тем в изучении истории Великой Отечественной войны является сотрудничество части советских граждан и некоторых эмигрантов с нацистской Германией. Недавно вышел научный сборник «История отечественной коллаборации: Материалы и исследования» (краткий отзыв на него опубликован в «НГ-EL» от 16.03.17). С его редактором-составителем, постоянным автором «НГ-EL» Андреем МАРТЫНОВЫМ побеседовал Олег ДМИТРИЕВ.
– Андрей Викторович, как возник замысел книги?
– Идея зародилась еще в ходе работы над «Власовским движением и отечественной коллаборацией». Дело в том, что я касался различных сюжетов, которые в случае включения их в текст либо перегрузили бы работу, либо увели бы ее в сторону от рассматриваемых тем. Но это не значит, что это менее важные темы или менее изученные темы! С подобными проблемами столкнулись в своих исследованиях и коллеги по сборнику… Это первая причина.
– А вторая?
– Вторая… Видите ли, некоторые темы и вопросы в силу небольшого количества источников элементарно «не дотягивают» до полноценной монографии. А для хорошей статьи или архивной публикации материалов, напротив, хватает. Так, например, возник мой текст про бригаду РОА – Русской освободительной армии – в Италии. По ней не так много материалов… Про корпус генерала Тимофея Доманова – Казачий стан, также воевавший в Италии, – их избыток. В нашем сборнике Михаилом Талалаем приводится их обзор, а по бригаде мало… Основными выступают воспоминания военнослужащего бригады Николая Купфера (Эрцдорфа), которые находятся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета. Ими я и воспользовался.
– Расскажите про сборник, его содержание.
– Наш проект преследовал две цели. Во-первых, восстановить малоизученные аспекты коллаборации. Во-вторых, рассказать об их преступных деяниях. К малоизученным темам следует отнести публикацию Константином Семеновым денежной ведомости руководства Комитета освобождения народов России, в которой напротив каждой фамилии стоит звание СС. В списке идет «группенфюрер Андреас Власофф». Напомню, что группенфюрер соответствует генерал-лейтенанту, так что Власов в СС свое общеармейское звание сохранил. Помимо власовского движения очень интересный блок посвящен Русской освободительной народной армии (РОНА), она же 29-я дивизия СС. Историки Игорь Петров и Олег Бэйда приводят ранее неизвестное письмо и интервью начальника контрразведки дивизии Фарида Капкаева. Почти по Булгакову – сеанс магии и ее разоблачение. Капкаев всячески оправдывает своих сослуживцев-каминцев (их так называли по фамилии командира – бригадефюрера СС Бронислава Каминского), а в комментариях все его оправдания опровергаются соответствующими фактами. Дмитрий Жуков и Иван Ковтун подробно реконструируют историю РОНА в контексте совершенных ими преступлений в ходе контрпартизанских операций в отношении гражданских лиц, в том числе и евреев. Трагедию Шоа (гибель европейского еврейства в годы Второй мировой войны) продолжает историк Арон Шнеер рассказом о лагере СС «Травники». Он немного говорит о собственно преступлениях. Больше о том, как отбирались в лагерь коллаборанты, как проходила идеологическая обработка, тренировки… И именно это страшно. Такая повседневность зла, если использовать терминологию Ханны Арендт.
– А вы сами чем отметились кроме рассказа про бригаду РОА?
– Несколькими текстами. В частности, привел документ, опровергающий устойчивый миф, будто князь Лихтенштейна выступал последовательным противником выдачи интернировавшихся в его стране чинов 1-й Русской национальной армии генерал-майора вермахта Бориса Хольмстона-Смысловского. Помните, еще фильм был режиссера Робера Энрико «Ветер с востока», в нем роль генерала сыграл Малколм Макдауэлл? Там этот миф тоже присутствует. А вот что свидетельствуют документы из канцелярии кабинета министров: «Его высочество считает, что настало время, чтобы чины 1-й Русской национальной армии покинули страну».
Другой сюжет из области военной цензуры. Разрешение печатать русскоязычные открытки и две книги («Тарас Бульба» и «Казаки» Толстого) в типографии 1-й казачьей дивизии Гельмута фон Паннвица. Здесь любопытны визы документа: верховное командование вермахта, начальник штаба.
– Что, прямо фельдмаршал Кейтель подписывал?!
– Нет, конечно, там пометка стоит, I.A., которую можно расшифровать как «в отсутствие данного лица», или, что вероятнее, «по поручению». Далее виза сотрудника пропагандистского отдела вермахта. И дата – 6 апреля 1944 года. То есть семь месяцев, как союзники высадились в Италии, они успешно продвигаются, скоро будет освобожден Рим. Через два месяца союзники высадятся в Нормандии, вскоре произойдет операция «Багратион», которая физически уничтожит нацистскую группу армий «Центр», а штаб вермахта в это время решает, какие книжки читать казакам-коллаборантам.
– Да, импотенция тоталитаризма во всей красе. Можем ли мы ждать продолжения или это единичный проект?
– Хотелось бы сделать сборник ежегодником. Я надеюсь во второй сборник включить мемуары Ивана Курганова «Берлинские силуэты» – очень интересные: он лично знал многих руководителей власовского движения, Жуков и Ковтун обещали дать новые материалы по «Дружине» Владимира Гиль-Родионова. Дмитрий Бондарев, который опубликовал подробный обзор польских мемуарных свидетельств о преступлениях чинов РОНА в ходе подавления Варшавского восстания, продолжит тему. На этот раз будет дайджест боев каминцев в Кампиносской пуще, куда они были выведены из польской столицы. О них в основном пишут в контексте удачной атаки повстанцев под командованием поручика Адольфа Пильха (подпольная кличка «Долина»), в ходе которой были разгромлены два батальона РОНА. В данном дайджесте подробнее описаны боевые действия, постепенная деморализация коллаборантов. Когда они сдавались, то предлагали награбленное. Совали полякам свои армейские кепи, доверху наполненные золотыми браслетами, кольцами, часами, которые они награбили в Варшаве.
– Бондарев приводит ужаснейшие подробности преступлений русских эсэсовцев в Варшаве, Шнеер пишет о «Травниках». Скажу откровенно: еще не весь сборник прочитал, но в нем много страшного. Очень неприятно было читать статью Алексея Белкова о нравственной деградации тех белогвардейцев, которые пошли на союз с нацистами, создав недоброй памяти Русский корпус на Балканах.
– Согласен. Но история любой страны, и Россия здесь не исключение, – это не только череда добрых деяний, не только справедливые войны. И мы должны это помнить. И давать этому соответствующую оценку, как бы неприятно нам ни было. Соединенные Штаты нашли в себе мужество извиниться за нарушение прав человека в отношении своих граждан японского происхождения, которые были интернированы после нападения Токио на американскую базу в Перл-Харборе. Я считаю, что и мы не должны забывать, что в ходе войны наши граждане, увы, сражались в составе вермахта и СС. Напомню, что последние на Нюрнбергском процессе были названы преступной организацией. И нужно изучать эти прискорбные факты, а не только высокие подвиги. Тем более что подвиг нередко соседствует со злодейством. Герой России, командующий 33-й армии генерал Михаил Григорьевич Ефремов погиб, до конца сражаясь в окружении. А на место дислокации штаба генерала, согласно одной из версий, неприятеля вывел коллаборант майор Алексей Бочаров, успевший послужить в Русской национальной народной армии, а затем во власовской РОА. Хочу во второй выпуск обязательно заказать текст по «народникам».
– Очень интересно. Жду сборник с нетерпением. Правда, меня смущает один момент: когда я писал рецензию на вашу книгу «По обе стороны правды…» (см. «НГ-EL» от 25.12.14), вы говорили о работе над биографией генерала Андрея Власова. Не помешает ли один проект другому?
– С Власовым придется повременить, к сожалению… Дело в том, что уже в ходе предварительного сбора информации пришлось столкнуться с довольно серьезными лакунами в жизнеописании генерала. Искренне надеюсь, что работа над сборниками поможет мне в реконструкции его биографии.
– Не совсем понимаю, как материалы по «Травникам» в вышедшем сборнике или «Дружине», которые появятся во втором выпуске, помогут вам в работе над книгой о Власове?
– Собирая «власовские» материалы, которые пойдут в сборник, консультируясь с экспертами, наконец, отчитывая соответствующую литературу, я, пусть и не так быстро, как хотелось бы, но устраняю белые пятна в биографии.
– Будем также ждать и биографию Власова.
– Спасибо!