0
6637
Газета Персона Интернет-версия

06.09.2018 00:01:00

Вода дырочку найдет!

Людмила Улицкая об экологичном чтении, сетевом разнотравье и народных книгах

Тэги: проза, франция, медичи, цензура, гумилев, мандельштам, хармс, россия, литинститут, самиздат, эмиграция, владимир набоков, иосиф бродский, иван бунин, гмо, экология, европа, космизм, атеизм, этика, кино, революция, коррупция

Людмила Евгеньевна Улицкая – прозаик, переводчик, сценарист. Родилась в Башкирии. Окончила биологический факультет МГУ. Работала в Институте общей генетики АН СССР, завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, пьесы, рецензировала пьесы, переводила стихи. Публиковаться начала в конце 80-х, известность пришла после снятых по ее сценариям фильмов «Сестрички Либерти» (1990), «Женщина для всех» (1991) и повести «Сонечка» (1992). Первая книга «Бедные родственники» (1993) вышла во Франции. Автор множества книг, лауреат премий, в числе которых «Русский Букер» (2001) за роман «Казус Кукоцкого», Премия Пенне (2006), премия «Большая книга» (2007), Австрийская государственная премия по европейской литературе (2014).

10-1-1-t.jpg
Единственный способ – жить,
распространяя вокруг себя идеи
сострадания и милосердия.
Вильям Бугро. Милосердие. 1878. 
Музей искусств колледжа Смит,
Массачусетс (США) 

О новой серии прозы, о том, что читать – и читать ли, о нетленках и «тленках» поуехавших и оставшихся в давно разоблаченном мороке родины авторах с Людмилой УЛИЦКОЙ побеседовала прозаик, лауреат премии «Нонконфоризм» 2012 года Наталья РУБАНОВА.


– Людмила Евгеньевна, вы начали публиковаться после сорока: результаты хорошо известны. Не слишком ли много внимания уделяется сейчас молодым авторам (до 35 лет), когда резонно было б поддерживать уже состоявшихся, но оказавшихся ныне на обочине литпроцесса и которым «40–50 плюс»? Те же Валерия Нарбикова, Елена Сазанович… «И-и» в данном случае в России не работает: поддерживать младых – модно (как детдому помощь оказать), тогда как в условный дом престарелых вкладываться не так престижно: отработанный материал… Будучи существом пишущим и по иронии судьбы существом с приставкой «литагент», все чаще сталкиваешься с тем, что называется литературным геноцидом. Чем талантливее текст, тем сложнее издать книгу. Бумажную книгу. Такое случалось не раз и не два, и это совсем не забавная, не милая история – трепещущие за место редакторы делают вид, будто писателя не существует. В корзину летят еще те нетленки, цензура не только тематическая, но и стилистическая. «Как это продавать?» – слышны голоса функционеров от литературы. Есть ли противоядие или не стоит даже пытаться?..

– Ваши рассуждения о возрастных градациях я просто не поняла, а выражение «литературный геноцид» слышу впервые. И слышать мне это смешно: если уж вы хотите такой термин ввести в оборот, то он гораздо более уместен для более ранних времен, когда писатели платили очень высокой ценой, а иногда и жизнью за свое творчество. Имена Гумилева, Мандельштама, Хармса, Введенского и многих других литераторов первого ряда стоят на золотых полках. А кто помнит имена тех гэбэшников и их послушных редакторов, которые их травили и уничтожали? Нетленки сегодня в корзины, как мне кажется, не летят. Есть возможность повесить в Сети все что угодно, от стихотворений до романов. То, что раньше называлось самиздатом и преследовалось, сегодня прекрасно существует. Раньше был диктат идеологии в России, а сейчас диктат рынка, и он как раз работает во всем мире, не только в России. Добавить к этому могу только одно: быть писателем – дикая роскошь и блажь. У меня была другая очень хорошая профессия, и жизнь как-то вытолкнула меня в писательство: я испытывала от этого первые лет двадцать дискомфорт. Сейчас множество людей пишут книжки, оканчивают Литинститут, считают, что их должны издавать. Да, кого-то будут издавать, кого-то не будут. Это врачи и учителя, повара и медсестры всегда нужны, а писатели – только те, кого люди хотят читать. А остальные пусть пишут сколько угодно, это большой кайф, пусть получают удовольствие, умнеют в процессе письма. Я всегда это говорю начинающим: пишите, это полезно. А издавать вас никто не обязан.

– В случае с талантом (не суть, 19 автору или 90) это и есть литгеноцид. Не забудем и о молохе литкоррупции – конвейерной продаже простецких букв, о намеренном снижении планки, усреднении вкуса, убийстве алхимии текста. О музыке слова, тонком слухе нет речи: «Пишите проще!» Жертвоприношение дара для удобства усредненной системы фальшивых ценностей. Посмертное признание: «Недооцененный писатель…» Термин мой – литгеноцид. И он необязательно предполагает физическое уничтожение: необязательно быть Бабелем, чтобы чумная длань расстрельного списка коснулась тебя. Глоток воздуха – литжурналы «Знамя» или «Урал», однако они не могут вместить в себя все авторское разнотравье. Выход таланта в открытую Сеть неизбежен: как вы относитесь к интернет-публикациям, суета сует?..

– Очень хорошо отношусь к существованию сетевой литературы. Это не суета, а литературный процесс нового времени. Мои тексты часто вывешивают в Сети, как правило, пиратским способом, но меня это не огорчает. Напротив, даже радует. Бумажные книги стали такими дорогими, что мне часто бывает неловко перед читателями. А разнотравье пусть цветет в Сети. Уверена, что лучшее напечатают. Если вообще еще кто-то будет читать книги на бумаге. О каком жертвоприношении таланта вы говорите? Какой системе в угоду? Системе, слава тебе господи, совершенно все равно, что там пишут писатели, лишь бы не писали в газетах о коррупции и помойках. А про таланты не беспокойтесь – вода дырочку найдет! У меня был друг, покойный уже поэт Дмитрий Авалиани, прекрасный поэт. Он сидел в каморке консьержа в писательском доме, мимо него ходили бездарнейшие литераторы, а он как был талант, так и остался, хотя при жизни у него и публикаций почти не было.

– Разве это нормально, когда у таланта при жизни публикаций почти нет?.. Сравнивать же бумажные и электронные книги тоже не хотелось бы: лед и пламень не столько различны меж собой… ОК, обойма так называемых классиков XXI века вполне себе состоялась, имена на слуху, однако у них есть и современники, не менее одаренные. В частности, эмигрировавшие. Литература уходит в сетевой космос, ибо «нашенские» премиальные вести с полей не вызывают большого желания читать ангажированные книги. Все уже было: дубли, дубли... часто слышу: «Надоели!»

– Никакой обоймы классиков XXI века нет. XXI только начинается. Градусника для измерения одаренности писателей еще не придумали… Ваша точка зрения? Моя? Дмитрия Быкова, которому я очень доверяю, он все прочитал и все знает в отличие от меня и, думаю, вас. Мне трудно с этим согласиться. А если надоело, то и не читайте. Никто и не принуждает. В русской литературе дважды происходили такие разделения: после революции, когда часть писателей эмигрировала (простите, Набоков и Бунин), и второй раз – не считая послевоенной эмиграции – в конце ХХ века. Таких крупных фигур не было, но были хорошие писатели и поэты (назовем, для примера, Бродского). Думаю, в российских издательствах сегодня напечататься уехавшим из России совсем не сложно. А что читать – это выбор читателя… никто не заставляет читать «Молодую гвардию» Фадеева.

– Среди мэтров из «несуществующей» отечественной литобоймы нет тех, кем мне хотелось бы восхищаться: давно не читаю премиальных нетленок. И – не соглашусь с вами, ибо не понаслышке знаю – были прецеденты: напечататься уехавшим сложнее, нежели тем, кто остался в этой стране – в силу человеческого фактора в том числе… Редакторы любят, чтоб к ним ходили. Физически. Издатели всея Руси, как и прочие «боги в законе» типа киношников, должны б на самом деле формировать вкус: вместо этого мы имеем то, что имеем – расцвет масслита в виде сентименталки и остросюжетной парапрозы, сериальные зомбоистории и прочие речевки для введения в мозг электората с ограниченными интеллектуальными возможностями. Настоящая литература и кино в упадке: минимальные тиражи, минимальный прокат. Читатель, он же зритель, покорно отдыхает с порнографической коробкой попкорна. В Европе с этим как?

– В Европе ровно то же самое. Я постоянно говорю о том, что сегодня люди очень внимательно исследуют упаковки продуктов, нет ли там ГМО и какой срок годности, чтобы не впустить в желудок чего-то некачественного. Это диктуется экологическими соображениями. А что они впускают в свои головы, их не тревожит. Существует также экология чтения. Это личная ответственность каждого человека.

– Вы создали отличный проект «Детство-49. А завтра будет счастье», отбирали рукописи для других сборников «Народная книга». Что они значат для вас и будут ли новые серии?

– Новых серий, кажется, не будет. Человек, который вел этот проект, из издательства ушел. Это была очень хорошая мысль – издавать такие «народные книги». Если предложат, я не откажусь в этом участвовать.

– Вам присылают немало текстов. Кого из авторов порекомендуете издателям? Что читаете сейчас, что цепляет, волнует, вдохновляет?..

– Последняя повесть, которую я рекомендовала, написана журналистом Леонидом Никитинским. Она мне очень понравилась, но я не уверена в том, что она понравится Елене Шубиной. Пока ответа не получила. Мне случается время от времени рекомендовать книги. Но времени читать «не по делу» у меня очень мало. Всегда есть ряд книг, которые мне прочитать нужно для работы. Вот сейчас читаю книги по русскому космизму, это совершенно необъемный и очень интересный материал. Когда-то, в 1990 году, моя подруга принесла мою книгу в издательство «Галлимар», и они ее издали. Я это очень хорошо помню и благодарна по сей день и Маше Зониной, и Сергею Каледину, которые взяли мои рукописи и кому-то отнесли. И я делаю то же самое, когда в руки попадает что-то кажущееся мне выдающимся. Я прекрасно помню, как в конце 80-х разослала пять рассказов в пять журналов и получила пять отказов. А спустя несколько лет три из них были отмечены премиями «Лучший рассказ года». Такая судьба писательская.

– В моей формирующейся серии «Темные аллеи 21 век» – Юлия Кокошко, Татьяна Дагович, Андрей Бычков, Владимир Лорченков, Катерина Кузнецова, Константин Кропоткин, Татьяна Столбова, Мария Рыбакова, Анатолий Ким, Нина Щербак и не только. Цель проекта проста – возвращение прозе о чувствах статуса художественного произведения, ныне во многом утраченного. Не знаю, что ждет эти отменные тексты – волчий билет или выход в свет. Знаю лишь, что прозу эту, грамотно упаковав (правильная аннотация, правильная обложка, правильный пиар), можно продать читателю, которого следует любить, а значит, воспитывать. Вкус воспитывать. Что думаете на сей счет?..

– Собственно, я уже ответила, призвав людей к экологическому чтению… Если вы занимаетесь издательской работой и знаете, как надо упаковывать, что же вас останавливает? Упаковывайте, продавайте, воспитывайте вкус! Что касается меня, я никогда перед собой задачи  воспитания чувств не ставила.

– Вы – член попечительского совета московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». А что думаете о подобной помощи животным? В России чудовищная ситуация с бездомным зверьем. Будучи известным писателем, вы могли бы транслировать идею введения биоэтики в школах? Реально ли изменить ментальность тех, кто вырастет уже послезавтра, или снова «не то время», «особый путь»?..

– И обсуждать нечего: да, конечно, да. Общество наше жестокое, бесчувственное, равнодушное. Единственный способ, который я вижу, – жить, распространяя вокруг себя идеи сострадания и милосердия и к людям, и к животным. Когда государство берется за такие проекты, они мгновенно превращаются в нечто противоположное. Вопрос мой сводится к тому, что когда введут указом в школе преподавание биоэтики, кто пойдет ее преподавать? Чиновники из Министерства образования?

– Люди, которым близка эта тема, чиновники ни при чем.

– Если чиновники могут руководить Министерством культуры, почему б не преподавать им то, что спустят сверху? Хоть этику, хоть эстетику, хоть научный атеизм, хоть основы православия. Не замечали?

– Хорошо, о планах не будем, чтоб Абсолют не смешить, и все же: новую книгу от вас – ждать?

– Скорее пьесу, а не книгу. Все время что-то царапаю. Но точно не роман!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


После приговора Марин Ле Пен самым популярным политиком Франции стал ее однопартиец Жордан Барделла

После приговора Марин Ле Пен самым популярным политиком Франции стал ее однопартиец Жордан Барделла

0
772
От сапсанов и орланов до полярных белых чаек

От сапсанов и орланов до полярных белых чаек

Татьяна Астафьева

Исследования редких видов птиц при поддержке «Роснефти» будут продолжены

0
972
Реконкиста без благословения церкви

Реконкиста без благословения церкви

Михаил Стрелец

Правые популисты и европейские христиане

0
1302
Марин Ле Пен лишили президентской мечты

Марин Ле Пен лишили президентской мечты

Данила Моисеев

Французскому правому политику запретили занимать государственные должности пять лет

0
1806

Другие новости