0
14311
Газета Персона Интернет-версия

01.03.2023 20:30:00

Никаких ограничений не ставлю

Светлана Хромова о ценности авторского голоса литератора в радиозаписи и меценате без вмешательств

Тэги: поэзия, радио, литературное радио, птицы, музыка, пандемия, карантин, москва, санктпетербург, таиланд

Светлана Владимировна Хромова – поэт, прозаик, культуртрегер. Родилась в Москве. Окончила Литературный институт имени А.М. Горького. Публиковалась в журналах «Литературная учеба», «Пролог», «Дети Ра», «День и ночь», «Октябрь», «Москва», газетах «НГ-Exlibris», «Литературная газета» и др. Автор книг стихов «Память воды» (2011), «Непоправимый рай» (2018), книги прозы «Совместное дыхание» (2020). Ведущая авторской программы «Литературного радио» «Экспозиция. Поэзия и проза наших дней».

поэзия, радио, «литературное радио», птицы, музыка, пандемия, карантин, москва, санкт-петербург, таиланд Ведущая программы Светлана Хромова, поэты Андрей Чемоданов, Яна-Мария Курмангалина и Дарья Верясова во время первой записи проекта. Фото из архива Светланы Хромовой

В этом месяце исполняется два года передаче Светланы Хромовой «Экспозиция. Поэзия и проза наших дней», успешно идущей на «Литературном радио». За это время в проекте поучаствовало более полусотни литераторов, которые записали 45-минутные передачи с чтением прозы и стихов. О концепции и нюансах проекта со Светланой ХРОМОВОЙ поговорила Елена СЕМЕНОВА.

– Светлана, ваш проект «Экспозиция. Поэзия и проза наших дней» отмечает двухлетие. Мы знаем, что в этой программе литераторы читают свои произведения – стихи и прозу. Как бы вы сформулировали изначальную концепцию проекта?

– Это и есть изначальная концепция проекта – авторское прочтение своих произведений, и с течением времени она не изменилась. Мне хочется сохранить голоса современных писателей, звучащие именно сейчас. В наше время есть обманчивое, на мой взгляд, ощущение доступности всевозможных способов фиксации действительности: запись видео, аудио, а также фото – эти функции имеются в любом телефоне. И именно эта мнимая доступность ведет к тому, что серьезных, профессиональных записей у многих авторов не так много, а если они и есть, то зачастую это выступление на каком-то общем вечере или фестивале. Мне же хочется свести запечатление голоса именно к полноценному длительному авторскому выступлению, где писатель читает свои стихи или прозу. В моей программе нет бесед, весь выпуск посвящен авторскому чтению.

– Как, при каких обстоятельствах возникла идея такой передачи?

– Как и многое в моей жизни, здесь не обошлось без участия Литературного института, который я окончила и продолжаю горячо и нежно любить. Помню, я рассказывала Виктору Черненко, одному из основателей «Литературного радио», о наших студенческих записях стихов – на самый обычный диктофон, у меня сохранились несколько файлов. Виктора заинтересовали эти записи, мы разговорились, и в итоге нашей беседы он предложил мне делать авторскую программу на «Литературном радио». Это было в начале, кажется, 2020 года, а потом случились пандемия, карантин, изоляция – на какое-то время создание проекта было отложено. Тем не менее в декабре 2020 года мы записали первых авторов, и 26 февраля 2021 года в эфир вышла первая программа с автором Яной-Марией Курмангалиной.

2480.jpg
Поэт, прозаик Инга Кузнецова читает
для "Литрадио" стихи из своей книги
"Летяжесть".
Фото из архива Светланы Хромовой
– В вашей программе поучаствовали такие разные авторы, как Андрей Коровин, Геннадий Калашников, Инга Кузнецова, Дана Курская, Надя Делаланд, Дмитрий Гасин, Всеволод Константинов, Илья Плохих, Данил Файзов, Андрей Чемоданов, Александр Переверзин, Александр Курбатов, Анна Гедымин, Михаил Квадратов, Наталья Полякова... Существует ли принцип, по которому вы отбирали и отбираете героев для ваших передач?

– Принцип один – хорошие стихи и хорошая проза. К тому же я не ограничиваюсь строго только этими жанрами. Вот, например, была программа, в которой Мария Верстакова и Алексей Ушаков исполняли песни на стихи современных авторов. Или программа, в которой Антон Евсеев читал свои жанровые рассказы – истории о жизни птиц Москвы.

В целом, могу сказать: для меня не играет ведущей роли, насколько автор известен и популярен, сколько у него было наград, главное, чтобы в эфире звучали хорошие тексты.

– Наверное, это вопрос больше к работникам «Литрадио», но возможно, вы на него ответите – во-первых, как и где можно послушать это радио и, во-вторых, какова его аудитория в социальном, возрастном и географическом аспектах?

– Послушать «Литературное радио» можно на сайте litradio.ru, мою программу можно услышать непосредственно во время выхода в эфир («Экспозиция. Поэзия и проза наших дней» выходит два раза в месяц по четвергам) либо в архиве программы, который находится на том же сайте. Кроме того, я выкладываю записи и небольшие ролики о том, как происходит запись, на своем YouTube-канале.

Что касается аудитории, у «Литературного радио» есть возрастные критерии 18+. Так как студия находится в Москве, записываем в основном московских авторов. Либо писателей, приехавших в столицу на какое-то время. Единственное исключение было сделано для поэта Алексея Тиматкова, который на момент предполагаемой записи находился в Таиланде, во время пандемии, закрытых границ, и было неизвестно, приедет ли он в Москву в ближайшее или даже отдаленное время. И поэтому Алексей прислал запись оттуда.

Скорее всего большая часть аудитории – это все-таки Москва, ближайшие города, а также Санкт-Петербург. Хотя надеюсь, она шире, и всех любителей литературы призываю слушать «Литературное радио», в какой бы точке мира они ни находились! Наши слушатели – это люди, которые любят и интересуются книгами, литературой, современным искусством, современной поэзией и прозой.

– Сколько передач вы записали за два года? Какие из них, на ваш взгляд, вышли наиболее удачно?

– За два года вышли 52 выпуска программы. Мне кажется, они все удачные, потому что в каждый автор представил ту часть своего творчества, которую хотел. Кто-то читает недавно написанные произведения, кто-то, наоборот, делает подборку избранного из всего творчества. Я никаких ограничений не ставлю, но могу попросить какого-то автора прочитать отрывок или стихотворение, которые мне очень нравятся, и если автор не против, эти произведения также звучат среди остальных.

– Я знаю, что запись проходит на небольшой студии в творческой дружеской атмосфере. А кто осуществляет функции звукорежиссера, кто помогает? Удобно ли работать в тандеме?

– Звукорежиссер – композитор, саунд-артист Виктор Черненко. Однако он не только записывает и монтирует программы, осуществляя колоссальную долю работы, на мой взгляд. Например, музыка к программе – ее написал Виктор.

Тут следует сделать маленький экскурс в историю «Литрадио» и вспомнить, что у его истоков стояли поэты, культуртрегеры Юрий Ракита и Денис Сибельдин. Собственно, Денис и сейчас продолжает трудиться на радио.

3480.jpg
Поэт, критик Мария Мельникова и композитор,
звукорежиссер Виктор Черненко в момент
записи для "Литрадио".
Фото из архива Светланы Хромовой
Работать в данном тандеме очень удобно. Это тот случай, когда мы с Виктором изначально обговорили наши функции и продолжаем следовать этой договоренности, не вмешиваясь в рабочие процессы друг друга, но поддерживая и помогая своему партнеру.

– Насколько трудоемок процесс записи для вас и литераторов? Ведь читают все по-разному, у каждого свой ритм, интонации, дикция и т.д. Может быть, вспомните какие-то яркие (смешные) моменты в процессе записей?

– Процесс записи у всех проходит по-разному: кто-то волнуется, кто-то совсем нет. Тем не менее это не так уж и просто – читать свои тексты при отсутствии слушателей.

Яркие и смешные моменты, конечно, случаются. Иногда автор начинает спотыкаться на одном и том же месте, а потом всем становится смешно. Или техника начинает вести себя как-то странно. Но в целом запись проходит в штатном спокойном режиме.

– Все ли авторы довольны тем, как они звучат? Бывало ли такое, что поэт/ прозаик был так недоволен, что захотел перезаписать или вообще запретил транслировать?

– Пока такого не случалось, поэтому смею надеяться, что авторы остались довольны своим звучанием и захотят в будущем записать еще один выпуск.

– Вопрос немного в сторону: а как вы относитесь к актерскому чтению стихов? Это, на самом деле, давний спор, который никогда не закончится. Вероятно, для вас все-таки ближе, когда литератор сам воспроизводит свои вещи?

– Я не люблю актерское чтение стихов. Оно мне кажется выразительным, но чуждым, посторонним произведению. Я люблю авторское и только авторское исполнение собственных произведений. Даже если писатель сбивается или говорит не очень четко, только он чувствует и знает, как на самом деле должен звучать этот текст, и никто другой никогда не сможет его настолько прочувствовать, чтобы воспроизвести. Да и нужно ли это, ведь ценность авторского голоса абсолютна, и ему не нужно быть идеальным или понятным, он уникальный и особенный и тем для меня интересен.

– Получали ли вы отзывы о передаче? Можете ли рассказать, какие?

– Да, конечно, в основном это добрые слова от авторов, которым я за них благодарна. Или отзывы моих знакомых нелитераторов, которые в основном рассказывают мне, что им понравилось, иногда просят объяснить какой-то момент из текста.

– Ваш проект – некоммерческий, то есть осуществляется на чистом энтузиазме вас, радио и героев. Все ли вас в этом плане устраивает? Я имею в виду – хотели бы вы каких-то преобразований, если (вообразим такое чудо) государство или какой-нибудь бизнесмен дали бы на это денег?

– На данном этапе мы справляемся своими силами, но, разумеется, деньги проекту бы не повредили. Если говорить о чуде – то чудом я бы считала не внезапно появившегося мецената, потому что мне кажется, если задаться такой целью, это как раз вполне осуществимо. Но чудом было бы появление мецената, который не захотел бы вмешиваться в творческий процесс на основании своих денежных вложений. Если такой человек найдется, буду только рада.

– Желаю вашему проекту долгой жизни. Скажите, кого мы услышим в передаче в ближайшее время? И еще, есть ли такие литераторы, которых вы мечтаете позвать, но это сложно (они занятые / слишком крутые / не любят выступать на радио / хотят денег)?

– Спасибо! Ближайшие выпуски – это стихи Светланы Игнатовой, Екатерины Ишимцевой, Елены Генерозовой, а также проза Андрея Коровина.

Сложности в любом случае возникают, запись на студии занимает время, и со многими авторами от момента моего приглашения до непосредственно встречи в студии может пройти около полугода. Но все проблемы решаемы. Пока я не сталкивалась с категорическим отказом. Могу сказать, что планов много и я надеюсь по мере сил их осуществлять.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1804
Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
2557
Озер лазурные равнины

Озер лазурные равнины

Сергей Каратов

Прогулки по Пушкиногорью: беседкам, гротам и прудам всех трех поместий братьев Ганнибал

0
1609
Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
1536

Другие новости