Виктор Москвин, Наталья Солженицына и Михаил Сеславинский на открытии выставки «От Розы к Лучу. Николай Рябушинский…» Фото со страницы Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына в «ВКонтакте»
Немногие, кто видит на Таганке сверкающий большой комплекс Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, помнят, что 30 лет назад здесь было всего лишь небольшое здание муниципальной библиотеки. Теперь Дом русского зарубежья известен во всем мире. Он хранит сотни тысяч реликвий (картин, архивных документов, книг), связанных с наследием русского изгнания. Это первый в мире государственный музей русского зарубежья. В этом году 5 января Виктору Александровичу исполнилось 70 лет. В связи с этой датой Виктор ЛЕОНИДОВ побеседовал с Виктором МОСКВИНЫМ.
– Виктор Александрович, ежедневно в читальный зал дома приходят десятки исследователей. В нескольких залах развернуты выставки, действует киностудия «Русский путь», на которой отснято более 50 фильмов. Как бы вы определили основные направления собственной жизни?
– Возвращение наследия наших соотечественников и создание условий, чтобы оно было доступно для нашего общества (музейный комплекс, издательская и экспозиционная работа, создание кинофильмов), составляет основные направления моей жизни.
Я имею в виду восстановление утраченных ранее страниц истории и сшивание ран, нанесенных нашей стране после революции 1917 года. Ведь русский народ является самым разделенным народом в Европе. За пределами Родины живут более 30 миллионов соотечественников.
– А как все начиналось?
– В 1973 году, когда поступил на работу в Останкинский дворец-музей и подружился там с будущим священником Борисом Михайловым, человеком уникальной эрудиции и порядочности. Он с юности дружил с Натальей Дмитриевной Солженицыной, жил с ней в одном доме в Газетном переулке. Благодаря ему я получил возможность читать запрещенную тогда литературу, произведения русских религиозных философов.
Среди его друзей были выдающиеся люди, к примеру искусствовед Дмитрий Сарабьянов.
– Наталья Дмитриевна как-то сказала, что для вас характерно находить на первый взгляд простые, но абсолютно неожиданные решения очень сложных вопросов.
– Роль Натальи Дмитриевны и, конечно, нашего великого писателя Александра Исаевича в создании и деятельности Дома русского зарубежья переоценить трудно. Это постоянная поддержка более чем за четверть века. Что касается нестандартных решений, то могу вспомнить, что еще в 1989 году, работая заведующим лекционно-выставочного отдела Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы, я предложил провести выставку антисоветского по тем временам русского издательства в Париже YMCA-PRESS, которое возглавлял просветитель Никита Алексеевич Струве, впоследствии сыгравший огромную роль в создании нашего дома.
Исполняющая обязанности директора Государственной библиотеки иностранной литературы Татьяна Яковлевна Кузнецова поддержала этот план. И вот в сентябре 1990 года, когда еще было непонятно, куда качнется вектор нашей истории, в сторону дальнейших свобод или ужесточения, в Государственной библиотеке иностранной литературы открылась выставка книг YMCA-PRESS. Причем работал читальный зал, где можно было прочесть эти книги, само появление которых в СССР было фантастикой. И еще действовал книжный магазин для этих изданий. Такая организация работы была явлением невиданным. Мне кажется, до сих пор не все понимают огромную, поистине историческую роль этой выставки в раскрепощении нашего общества.
Дальше я инициировал создание совместного российско-французского предприятия «Русский путь», одним из учредителей которого стало YМCА-PRESS. Это было не просто издательство: мы с 1991 по 1995 год провели совместные выставки в 45 городах России и республик бывшего СССР. Все книги, а на каждой выставке их было от 300 до 700 названий, дарились библиотекам.
Александр Солженицын и Виктор Москвин. 1994 год. Фото из архива Виктора Москвина |
Авторитет Александра и Натальи Солженицыных, Никиты Струве и наша работа привели к тому, что деятельность дома приобрела огромный масштаб. Тысячи сыновей и внуков эмигрантов, глядя на то, как мы снимаем фильмы, публикуем и экспонируем хранившиеся в семьях российских изгнанников сокровища, приняли решение передать нам свои ценности, чтобы они служили русской культуре. Сейчас этих реликвий сотни тысяч.
В 2005 году мы открыли новое современное здание Дома русского зарубежья.
– Драматург, автор YMCA-PRESS Михаил Бузник говорил, что многие актеры Театра на Таганке воспринимали этот возникший рядом с ними комплекс как чудо. У вас любили бывать Юрий Любимов, Николай Дупак, Геннадий Рождественский, Сергей Аверинцев, Тонино Гуэрра. Вы где-то подхватили эстафету прежней Таганки, бывшую своего рода магнитом для таких людей?
– Равняться со значением Театра на Таганке для того времени трудно, но действительно мы стали центром, выполняющим общефедеральные культурные задачи. И выдающиеся представители культуры, которые хорошо знали о существовании другой России, огромной русской диаспоры за пределами Родины, с энтузиазмом восприняли создание нашего дома.
В 2019 году мы открыли первый в мире государственный Музей русского зарубежья.
– Не могу не спросить об издательской деятельности. «Русский путь» стал сегодня одним из самых известных и уважаемых центров подготовки и выхода книг. Что это значит для вас?
– Конечно, книга играла огромную просветительскую роль в русском зарубежье, да и сейчас, невзирая на все современные технологии. За эти годы мы выпустили около 700 книг, ряд из которых, как произведения Александра Солженицына, труды русских религиозных философов, неизвестные произведения Ивана Бунина, двухтомник прозы художника Константина Коровина, «Онегинская энциклопедия», стали этапом в современной культурной жизни.
И еще мы издали много исследований, посвященных российским изгнанникам и их роли в мировой истории.
– Хотелось бы спросить о ваших планах.
– У нас сейчас есть музей, архив и библиотека, которые предоставляют всем желающим книги и рукописи, находящиеся на хранении в наших фондах. Есть четыре экспозиционных зала, где беспрерывно открываются самые разнообразные выставки. Есть два киноконцертных зала, в которых каждый день проходят семинары, конференции, творческие вечера.
К примеру, вот уже 18 лет зрители посещают наш международный кинофестиваль «Русское зарубежье».
На киностудии дома, которая также названа «Русский путь», снято более 50 фильмов, которые стали основой цикла «Русские в мировой культуре», идущего по телеканалу «Культура».
Создан фонд «Наследие русского зарубежья», но не хватает художественного музея русского зарубежья, над чем мы сейчас и работаем.
комментарии(0)