0
1600
Газета Филология Интернет-версия

15.02.2001 00:00:00

Ветхозаветные образы и змеиная рубаха

Вера Церетели

Об авторе: Вера Церетели - журналист (Тбилиси)

Тэги: Кшондзер, рубеж, тысячелетий, Тбилиси


Мария Кшондзер. На рубеже тысячелетий. Статьи. Тбилиси, "Мерани-3", 2000, 160 с.

В ПОСЛЕДНИЕ годы издания на русском языке в Грузии не просто редки, они становятся почти раритетом. Если и появляются, то тиражом 100, максимум 300 экземпляров, и не иначе как на деньги спонсоров. Интерес тбилисских издательств к местным русскоязычным авторам минимальный - тираж на них не сделаешь, легче закупить у российских коллег уже готовые популярные издания. Это ясно показала летняя книжная ярмарка 2000 г., где при всем разнообразии печатной продукции практически не было собственных изданий на русском языке. Тем ценнее скромные, тонкие книжечки, хоть изредка, но появляющиеся в Тбилиси. Cборник научных статей "На рубеже тысячелетий" доктора филологии, научного сотрудника Института политологии АН Грузии Марии Кшондзер - еще одно свидетельство интереса грузинской интеллигенции к русской культуре. Книга издана благодаря поддержке представительства еврейской организации "Джойнт" в Грузии и на Северном Кавказе.

Сборник "На рубеже тысячелетий" посвящен проблемам русской литературы и русско-грузинских взаимосвязей в контексте мирового общекультурного процесса. Первая его часть составлена из статей о русской поэзии, в основном Серебряного века.

В статьях Марии Кшондзер рассматриваются, например, пушкинская образность Бориса Пастернака, грузинские мотивы в поэтическом мире Ахматовой, связи поэзии Бунина с творчеством поэтов Серебряного века. Вопреки общепринятой точке зрения автор утверждает, что поэтическая практика Бунина во многом предвосхищала открытия "новой" поэзии ХХ века - символизма и акмеизма.

Поклонники Осипа Мандельштама, без сомнения, оценят новый взгляд на его поэзию с точки зрения библейской и иудаистической проблематики. Действительно, поэт не укладывается в рамки какой-либо одной культуры, он находится и внутри, и вне отдельно взятой культурной традиции. Исследователь рассматривает, какой отпечаток наложили на поэзию Мандельштама ветхозаветные образы и как они трансформировались в общечеловеческие символы. Автор статьи приходит к выводу, что Мандельштам видит русскую культуру сквозь призму библейской мудрости. И вносит в нее вселенский взгляд еврея, ставшего русским поэтом.

Интересна статья сборника, посвященная реминисценциям из Эдгара По в поэзии Мандельштама. Ассоциации, связанные с образами По, не случайны: они выявляют глубинные точки соприкосновения между мировоззренческими и художническими позициями двух авторов. Профессиональный и тонкий анализ статьи выявляет интересные параллели между двумя авторами, создавая ощущение единства "своего" и "чужого".

Еще одна тема сборника "На рубеже тысячелетий" - фантастически интересная личность Григола Робакидзе, грузинского писателя, философа и публициста. Неординарность оценок и глубина суждений Робакидзе еще, несомненно, станут предметом серьезного анализа специалистов. Его творческое наследие после того, как в 1931 г. он остался в Германии, было в Грузии практически недоступно, поэтому многое воспринимается как открытие. Например, размышления о русской культуре. Чего стоит предваряющий его очерки о России эпиграф: "Стране, где в беспредельных степях слышен далекий гул апокалиптических коней, - России - эти раздумья грузинский поэт любовно посвящает".

"Апокалиптический ритм души" Робакидзе рассматривает и в русских поэтах. Хрестоматийные имена Чаадаева, Лермонтова, Достоевского, Андрея Белого, предстают совершенно в ином свете. Мы видим нового Чаадаева с его кажущейся "нерусскостью" и с его концепцией "родимого хаоса", который сравнивал Россию с иероглифом, с колоколом без языка. Именно так вслед за Чаадаевым и воспринимает Россию сам Робакидзе. Анализируя русскую культуру, грузинский писатель смотрит на нее как бы извне, продвигаясь к постижению ее тайны и особенностей национального менталитета. "Сторонний наблюдатель, - по мнению Робакидзе, - иногда бывает ближе к истине, чем соотечественник, оценивающий собственную культуру".

Сложное, полное подтекстов и иносказаний творчество Робакидзе вбирает в себя и реминисценции из мировой культуры, что проявилось в романе "Змеиная рубаха". Статья Марии Кшондзер об этом романе раскрывает широту взглядов писателя, его восприятие Востока, Египта, еврейской философии и религии. Сама собой выстраивается концепция духовной взаимосвязи культур: в романе тема Востока, скифов, монголов переплетается с темой Петербурга и революции.

Благодаря тому что в своем сборнике Мария Кшондзер приводит много цитат, это провоцирует самого читателя обратиться к первоисточникам, прочитать впервые или переосмыслить. Этому способствует и оригинальный исследовательский подход автора, множественность ассоциаций. И, хотя это сборник научных статей, он будет интересен самому широкому кругу читателей, интересующихся литературой и философией.

От редакции. Взаимодействие иудаистической и христианской религиозности в поэтическом сознании Мандельштама - важная тема для исследований в последние несколько лет. Кроме Марии Кшондзер в Тбилиси, этим занимается Леонид Кацис в Москве. Что же касается Григола Робакидзе, то это большая и очень сложная фигура, и действительно глубокий разговор о нем только начинается - не только в России, но и в Грузии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1469
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1676
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1778
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4093

Другие новости