0
963
Газета Филология Интернет-версия

08.08.2002 00:00:00

Гармония алгебры

Тэги: бродский, стихи


Как работает стихотворение Бродского: Сборник статей. / Редакторы-составители Л.В. Лосев и В.П. Полухина. - М.: НЛО, 2002, 304 с.

Канонизация Бродского состоялась и обжалованию не подлежит. Произошло это еще при его жизни - далеко не каждому большому поэту доводится читать серьезные исследования собственного творчества. Бродскому довелось. Теперь же, когда его тексты собраны и изданы, мемуары о нем написаны, идет неизбежный процесс - культурное освоение феномена Бродского. Как замечает со здоровой дозой цинизма Лев Лосев, один из авторов и составителей нового сборника, "можно сказать, что в филологической индустрии на Западе, как и в России, бродсковедение - бурно развивающаяся отрасль".

Сам сборник содержит работы западных славистов - в основном университетских профессоров; некоторые из авторов лично знали Бродского, и ссылка на его мнение придает их сухому (по большей части) анализу неожиданную теплоту живого свидетельства. Томас Венцлова и вовсе предпочел выбрать для разбора стихи, посвященные непосредственно ему. При этом страх нарушить "правила строгого научного этикета" и исказить перспективу, к счастью, оказался слабее желания зафиксировать "конкретные обстоятельства и детали", которые "быстро изглаживаются из памяти современников". Необычность книги в числе прочего и в этом - она написана не просто профессионалами-литературоведами, но современниками, находящимися одновременно вне и внутри материала.

Авторы в каждом конкретном случае анализируют небольшой текст (как правило, одно стихотворение), однако соединение статей дает эффект бесконечной пространственной и временной перспективы, тем самым успешно иллюстрируя представления о "всемирной отзывчивости" поэта и отчасти подводя фундамент под зреющую в культуре мысль о том, что Бродский - это новый Пушкин. Так, Ядвига Шимак-Рейфер исследует "польский след" в биографии и текстах поэта, Томас Венцлова - "кенигсбергский текст" русской литературы и "литовский цикл" Бродского, Роберт Рид - стихи о Белфасте. Первостепенную значимость приобретают и опыт эмиграции, и двуязычие, расширяющие заданные границы языка и культуры - об эмиграции и двуязычии поэта говорится практически во всех статьях. Помимо "географической" широты исследователи отмечают и тематическое многообразие текстов Бродского, причем особое внимание уделяют именно мотивам, связанным с пересечением различных границ (в частности, между жизнью и смертью - в сборнике рассматриваются несколько стихотворений "На смерть┘"). Наконец, важна и многовековая традиция, продолжателем которой предстает Бродский. Исследователи находят истоки его поэзии в древнеиндийских текстах, Ветхом Завете, буколиках Вергилия, стихах Державина, английских метафизиков и во многих других местах, иногда сразу в нескольких - так, Валентина Полухина отмечает, что "судьба и творчество Овидия, Данте, Пушкина, Мандельштама, Цветаевой и Ахматовой являются культурным фоном" одного стихотворения "Я входил вместо дикого зверя в клетку┘".

В сборнике исследуется и формальная сторона стихов: в статье Барри Шерра, например, представлен подробнейший анализ строфики Бродского, вызвавший, по утверждению Льва Лосева, "искренний восторг" самого поэта. Много внимания искусству "делать стихи" уделяют и другие исследователи, прилежно подсчитывающие количество строф, строк, стоп, слогов, гласных и согласных букв, существительных и глаголов. Иногда смысл подобной дотошности остается темным, а то и, пожалуй, специально затемняется. Иначе чем объяснить появление в переведенной с английского статье Виллема Г.Вестстейна такой фразы: "Будучи текстуальным, сам текст "деконтекстуализуется", хотя и может содержать некоторые характеристики┘ отсылающие к конкретному тексту"?

В противоположность приведенной цитате часть статей приятно удивляет неожиданной легкостью стиля (изящное эссе Романа Тименчика о "стиховом танго" Бродского "1867") или своеобразным поворотом темы (работа Джеральда Янечека о манере декламации Бродского; статьи Кеннета Филдса и Елены Петрушанской о роли джаза в жизни и поэзии Бродского). Закономерно, что речь в данном случае идет о музыке - музыка оказывается "территорией свободы": "Альтернативное звуковое пространство┘ было и временем освобождения от канонов советского существования и культуры" (Елена Петрушанская).

Новаторство, движение "поверх барьеров", а вместе с тем и укорененность в традиции позволяют легко подобрать Бродскому место в пантеоне русской литературы: "Последний поэт высокого стиля┘ концептуализирует свою жизнь, выстраивая свою легенду. Легенда эта обретает все большую убедительность" (Валентина Полухина). Можно добавить, что теперь право выстраивать легенду перешло к читателям Бродского, его исследователям и, в свою очередь, их читателям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1130
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
652
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1244
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
936

Другие новости