0
1011
Газета Философия Интернет-версия

29.06.2000 00:00:00

Черствые именины


В ИЮНЬСКИХ номерах почти все журналы поместили "пушкинские" материалы. Можно посмотреть на дело оптимистически: вот, "юбилейные залпы отгремели", а мы не забыли про наше солнце, про наше все и впредь месяц июнь будем считать месяцем Пушкина, как март - месяц Женского дня, а май - месяц Победы. Можно, впрочем, и рассудить прозаически: на стол выставлены остатки прошедшего пиршества, плюшкинский кулич, завалявшийся с прошлой Пасхи, - кому-то не хватило места в юбилейном номере, кто-то припозднился и не успел подать текст вовремя - кстати, в начале июня и в театрах, и в кино прошли пушкинские премьеры, обещанные год назад. Так или иначе, но очередной разговор о Пушкине никогда не будет лишним, вопрос в том, будет ли он достойным.

В журнале "Москва" Рахматулло Мухамадиев выступает со статьей "Первая русская трагедия", где пытается понять, почему русской сцене до сих пор не дается постановка "Бориса Годунова", и приходит к выводу, что это вина не театра, а литературоведов, не давших целостного истолкования смысла трагедии. Но ведь Островского ставят без особых мудрствований и почти всегда удачно. Может быть, не в понимании дело, а в исполнении, в чувстве? Интеллигентские страдания царя Федора нам доступны, а страсти беглого монаха или муки совести властителя-детоубийцы - нет?

Николай Прожогин ("Дружба народов") в статье "Для берегов отчизны дальной┘" еще раз возвращается к личности Амалии Ризнич, пытается восстановить ее облик и судьбу, рассказывает о ее могиле в Сербии.

В "Новом мире" Ирина Сурат публикует статью "Пушкинский юбилей как заклинание истории". В поле зрения автора множество вопросов, любой из которых мог бы стать предметом особого разговора. Первый вопрос - а действительно ли мы любим Пушкина, как говорим, и знаем ли мы его, наконец, просто читаем ли мы его сами, не по школьной программе, вышед из школьного возраста? "Нет, нет и нет", - отвечает Ирина Сурат, причем не голословно, а ссылками на печатные выступления известных литераторов (Пригов, Сорокин) и на социологические исследования. Помпезные торжества советской и постсоветской эпох - акции государственной идеологической политики, а не взрывы стихийной народной любви.

Вопреки предсказаниям Гоголя русский человек двухсотлетнего юбилея не приблизился к Пушкину, а заметно отошел от него, можно думать - в сторону, а лучше признаться - в дурную. Ирина Сурат предполагает, что виноваты здесь непредвиденные Гоголем развитие цивилизации, расширение сфер потребления и информационных полей, но это опять-таки комплиментарные объяснения. Технический прогресс дает новые и мощные средства удовлетворения потребностей, как материальных, так и духовных, но не формирует их. Пушкин не затерялся в дебрях Интернета, его там не ищут. Нет спроса - значит, плохо раскручен. Предъюбилейная кампания была такой раскруткой. Оглядываясь на ее ход, Ирина Сурат замечает, что ни подключение политической элиты, когда Лебедь, Зюганов, Жириновский и все-все-все как кто мог декламировали Пушкина с телеэкранов, ни выход в массы, когда по полстрочки читали из "Онегина" простые труженики и "люди с улицы", ни сенсационные повороты, как в фильме Гордона (Пушкин не официально-медный, а в голубых тонах), не сумели реанимировать ни язык поэта, уже изрядно устарелый, ни его духовный мир, по большей части "слепой" для наших современников, обставленный реалиями, без комментариев абсолютно непонятными. Ошибки в ударении делали не только самодеятельные чтецы, но и Сергей Юрский. В самом лучшем случае современный читатель пытается приспособить Пушкина к своему уровню, видеть его современным, движения в обратную сторону нет. А между тем, заглядывая на двести лет вперед, Гоголь именно это имел в виду - что русский человек будет год за годом открываться просвещению и вбирать в себя культурные ценности мира так, что в двадцать первом веке сможет читать Пушкина душа в душу, без пояснений от ученых педантов.

Ирина Сурат отмечает, что упали тиражи научных и научно-популярных изданий, между филологией и народом пропасть, между "небольшим культурным сообществом и всеми остальными┘ бездна". Кого подразумевает автор под "небольшим культурным сообществом"? Уж не тех ли, про которых Карандышев говорил: "Мы, то есть образованные люди, а не бурлаки"? Разве в дни открытия опекушинского памятника или в 1987 году вышеупомянутая бездна была менее бездонна?

Пушкин говорил о народной тропе, а не о снисходительном суждении элиты. Жив ли Пушкин? Да это про Пригова с Сорокиным можно спрашивать, живы ли они теперь и будут ли живы когда-нибудь потом. Приговор над Пушкиным история давно произнесла, и его нерукотворного памятника не свалить даже общими усилиями юбилейных комитетов. Ирина Сурат не верит и в то, что значение имени Пушкина переходит за границы российского. "Шекспир не имеет национальности, а Пушкин имеет". О национальности Шекспира тоже находятся охотники спорить, но и Пушкину монументы поставлены и в Африке, и в Италии, грозятся и в Америке поставить, и "Онегина" англичане экранизировали как чисто английский роман. Разумеется, честь Пушкину воздается в мире, как честь России, но ведь это судьба любого автора любой национальности. Страна представляет поэтов, а поэты - страну. Если кто боится, что Россия "исторически конечна, как государство Урарту", то пусть утешается тем, что по Пушкину школьники новых веков будут изучать Третий Рим, как по Овидию - Первый.

Не о славе пушкинской приходится беспокоиться, но о слове. Читают Пушкина мало, потому что вообще мало читают. Культурных людей мало, потому что их никогда не было и не будет много - "тогда б и мир не мог существовать". А слава, как говорил Лев Толстой, - это любовь к тебе незнакомых тебе людей. Любят, несмотря на то что не знают, - это секрет народной любви. Нужно развеяться по ветру родной стороны, чтобы "каждое мгновенье все, все вокруг тебе звучало обо мне" - и буря, которая мглою небо кроет, и невидимка-луна, и мороз и солнце, и птичка божья, и конь ретивый, и кораблик на раздутых парусах, и вскормленный в неволе орел молодой. Вы, нынешние, о каких "устоях общенационального бытия" вы говорите, что теряем мы их вместе с Пушкиным? Что от официальной трескотни тошнит - так ее и вырубить недолго. А в тонкости масонской символики и в нескромные подробности личной жизни пусть вникает "культурное сообщество", и чем меньше будут тиражи домыслов и сплетен, тем лучше для финских лесов. Слово же, русское слово пушкинского наследия нужно беречь, а беречь слово - это его употреблять. Культурная элита, где у вас пушкинский словарь? - На полке? - В компьютере? На позвоночник переписывайте, на язык выводите. Вот и будет у нас пушкинский праздник non stop, других - не надо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2127
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4851
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2657
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3057

Другие новости