МОСКОВСКИМ общественным научным центром совместно с Издательским центром научных и учебных программ выпущена книга под названием, кажущимся абсурдным - "Бытие не свершившегося". В самом деле, как может быть то, чего не было? Этот вопрос возникал у многих известных мыслителей - проповедника Екклесиаста (царя Соломона), Байкэя, Ницше, Кьеркегора, Владимира Соловьева, Василия Розанова, Ясперса, Гуссерля, Франка и др.
Рано или поздно у каждого человека с воспоминаниями о прошлом появляются вопросы: как относиться к тому, что со временем осознается как безвозвратно упущенная возможность, как не свершившееся? Надо ли сокрушаться по этому поводу, корить себя за невнимательность к представившемуся когда-то шансу?
Книга посвящена проблеме познаваемости и обратимости нереализованных исторических возможностей (не свершившегося). В ней отражены наши представления о не свершившемся, сложившиеся в различных сферах общественного сознания - религии, науке, искусстве, праве, философии.
В древних религиозно-философских концепциях вопрос о познаваемости не свершившегося решался, например, отрицательно. В Книге Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме, находим, в частности: "Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать". Более того, непознаваемым считалось и то, что свершилось: "Человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца".
В средневековом исламе можно обнаружить куда более тонкое понимание гносеологической проблематики не свершившегося. Так, у мусульманского философа-мистика Ибн Араби (1165-1240 гг.) дается следующее определение знания: "Знание есть обретение сердцем чего-то, что соответствует ему самому, независимо от того, сущее это нечто или нет".
Понятие нереализованных исторических возможностей в философии отечественной и всеобщей истории занимает в книге центральное место. Философская направленность "Бытия не свершившегося" определяет все его содержание. Много внимания уделено понятию не свершившегося и его месту в структуре понятий бытия. Детально рассматриваются онтологические основания не свершившегося. Выясняется его генезис, связанный с многообразием форм бытия, альтернативностью исторического процесса. Дана всесторонняя характеристика нереализованных исторических возможностей в основных философских категориях.
Особый интерес для читателей может представлять обоснование прагматического аспекта деятельности по изучению не свершившегося. Автором сделан важный вывод о практической применимости знания о нереализованных исторических возможностях, их обратимости в непосредственном, опосредованном и рефлексивном смысле.
Сегодня все чаще высказываются сожаления о неудачах "красного реформаторства", которое где-то приостановилось, потому что "рядом с правителями не было мудрого философа". Но, по мнению философа Степина, уместно спросить: "А мог ли он быть-то там? А если и мог, то услышали бы его советы правящие круги? Ведь в правящий круг попадали вполне определенные люди, которых отбирала и сортировала политическая система".