0
1604
Газета Поэзия Интернет-версия

03.04.2008 00:00:00

Ты бродишь в кулуарах вечности┘

Тэги: квадрат, книга, стихи


Сергей Белорусец. Магический квадрат. – М.: Юданов и п┘, 2007. – 232 с.

Вот читатель берет книгу в руки. Автор – Сергей Белорусец, лауреат нескольких литературных премий, обладатель медали и грамоты конкурса произведений для детей и юношества «Алые паруса», автор стихов и переводов, публиковавшихся в центральных толстых журналах. «Магический квадрат» – читает читатель. Как указано в аннотации, это первая книга взрослых стихотворений Белорусеца. Прочтя «Магический квадрат», читатель отправляется к своему рабочему месту за линейкой (она стоит в канцелярском стакане). Книга и впрямь квадратна – убеждается читатель. 16х16 см.

Остается найти магию. И вот читатель, привыкший уже к модным ныне «Тануки», «Якитории», «Планете суши» и проч. не удивляется, обнаружив на обложке иероглифы. Содержание – все те же четыре иероглифа. Ими названы разделы книги: «Фигуры круга», «Внутренний рельеф», «Рисунок игры», «Зазеркальное стекло». Все это кажется читателю, увы, бессмысленным украшательством, данью моде. Читатель листает книгу. Он удивлен – стихотворения располагаются не сверху страницы, а снизу. Чтобы было время вдохнуть воздух перед прочтением, видимо. А вместо звездочек перед началом стихотворения – решетки.

Читатель ждет и дальше чего-то концептуального, модного такого, современного, эпатажного, шокирующего, чего-нибудь постмодернистского, хотя кого уж этим сейчас удивишь. «Ветерану ВОВ/ Восемьдесят с гаком./ Он пять лет как вдов./ Три – как болен раком┘/ Дед еще ершист,/ Хоть бока – тюленьи┘/ Внук его – фашист/ В третьем поколенье┘»

И дальше все зависит от читателя. Если читатель ценит настоящую поэзию, ту, в которой истинная магия, он облегченно вздохнет и несколько раз перечитает это стихотворение. Или отбросит книгу и скажет – ну-у, нудно, опять брюзжат, опять вспомнили ВОВ, фашистов, опять им молодежь не та – это в случае если читатель ищет в литературе исключительно модности и современности, а также считает смысл, ритм, рифму рудиментами.

Как хорошо, что иероглифы заканчиваются, как хорошо, что дальше идет такое родное, близкое, наше: «Одинокая мутная лужица,/ Пьяный двор, не похожий на сквер./ На веревке безропотно сушится/ Майка с надписью: ЛДПР┘»

И опять читатель замирает, перечитывает. От частного к общему, о большом через малое – таков метод автора, если угодно, индуктивный. Герой всего-то идет: «Кошке на могилу Положить цветочки». А какая тоска, вселенская, охватывает читателя. Автор умеет тонко соединить бытовое с «высоким»: «Уснувший с кошкой на груди,/ Ты видишь сон о том,/ Что каждый опыт впереди/ Не фатум, но фантом».

Иногда, конечно, читатель морщится. Он не любит риторики и назиданий: «И вытри стол перед застольем – Чтоб не ударить в грязь лицом». Или же: «А нам понять и помнить нужно: Душа к нападкам – равнодушна!..» Есть в этом что-то от «Душа обязана трудиться┘», на которое у читателя с давних пор аллергия. Читатель не любит, когда его поучают, особенно когда поучают с восклицательным знаком.

Иногда автор зол, и не художественно зол, а как-то по-бытовому, непростительно для поэта: «И у нее – бухой сучонки – Лихой топор – в сухой ручонке┘» Читателю надоела злоба – он каждый день смотрит ее в телевизионных программах, он каждый день толкается с ней в метро.

Особенно плоха в этом плане поэма «Затменье». У автора «короткое дыхание», его не хватает на поэму, ему ближе короткое стихотворение. Поэма получается излишне бытовая, простая, даже примитивная, даже в рифмах и ритме. «Звалась Татьяна – бухгалтер младший». И этим все сказано. Больше похоже на пародию, что, кажется, не входило в планы автора. Одно хорошо – слово «лунатка» – свежо, оригинально, характерно.

Но вот когда автор преодолевает свою бытовую злобу, поднимается над ней – выходит злоба художественная, сильная, горькая. Автору удается удачно соединить социальное с лирическим, что сейчас редкость. «Разрозненно скользящая неделя./ Безропотно подтаявший погост./ День смеха (это первое апреля)/ Опять придется на Великий Пост┘»

Не обошелся сборник и без неудачных образов: «Укроп отзвучавших газонокосилок/ В глубоких тарелках асфальтовых луж». Или: «Рыжий пейзаж словно лось».

Бр-р, поморщится читатель, непонятно, некрасиво, неуклюже.

Есть и банальные образы: «И две одинокие птицы/ Присели на узкий карниз». Или же сравнение людей с амебами. Или вот: «Осеннее утро с ознобом». Не свежо.

Но бывают и приятные «новости» – удивишься, воскликнешь: «А хорошо!»: «И, словно сумка на колесах, / Всё то, что было за спиной». Или же: «Чуть похож на домашний арест/ Пост, который и вправду велик┘»

Каждый, наверное, думал так. Немного по-детски, но вот какая радость узнавания!

Итак, читатель закрывает книгу. Искавший в ней магию, он нашел ее. Конечно, не от каждого стихотворения захватывает дух, и не от каждого второго. Но захватывает. А значит, можно простить автору и эпатажное оформление, не имеющее ничего общего с содержанием, и несколько орфографических ошибок, и прочее. Не это главное.

Главное – читатель пометил галочками несколько стихотворений, к которым он еще обязательно вернется.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1980
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1745
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1944
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1644

Другие новости