0
4510
Газета Поэзия Интернет-версия

26.06.2008 00:00:00

Большая и Малая, Старая и Новая

Владимир Солоненко

Об авторе: Владимир Константинович Солоненко - кандидат филологических наук, исполнительный директор Ассоциации книгоиздателей России.

Тэги: библиотека, горький, печать, книги


библиотека, горький, печать, книги На "Библиотеке поэта" выросло не одно поколение.
А.А.Киселев. Занятная книжка. ГТГ, Москва

Возраст «Библиотеки поэта» исчисляют по-разному. То ее рождение связывают с публикацией Горьким в декабре 1931 года программной статьи «О Библиотеке поэта», то с выходом из печати в мае 1933 года первой книги серии – «Стихотворений» Державина.

Державинский том 1933 года был сделан новаторски – по текстологической подготовке, структуре, аппарату, оформлению (известный художник Кирнарский). В общем, выход книги стал событием. И только далеко за пределами отечества нашелся критик горьковского замысла. Впрочем, биограф поэта Ходасевич, откликнувшийся на выход «советского Державина», к самой публикации классика особых претензий не предъявил.

Досталось Горькому, автору вступительной статьи Виноградову и комментатору Гуковскому. Но и критика в их адрес была снисходительной. «В советских условиях, когда приходится лавировать между требованиями науки и требованиями большевиков, от составителей подобной книги требуется немало ума и такта». Разобрался Ходасевич и с самим замыслом серии: «Горький приглашает молодых стихотворцев учиться поэтическому ремеслу ради выполнения агитационных задач коммунистического начальства».

Горький такую цель, конечно, ставил. Реальный же смысл публикации отечественной поэтической классики оказался значительно шире. Ученые, готовящие к изданию очередные тома, вряд ли вообще вспоминали об утилитарной задаче, сформулированной Горьким в статье «О Библиотеке поэта».

В 1933 году вышел еще один авторский том – Давыдова и два коллективных сборника – «Ирои-комическая поэма» и «Поэты «Искры». Начало было положено, и серия в дальнейшем получила хорошее развитие. С каждым годом ширился список представленных поэтов, охватывались все новые и новые эпохи, национальные литературы, содружества и объединения поэтов, виды и жанры поэтического творчества. В большинстве случаев книги из «Библиотеки поэта» получали хорошие отзывы в печати.

В 1935 году появилась Малая серия, в 1939-м книга Шевченко положила начало публикации национальной поэзии. Переиздание произведений и книг – привычное дело. «Библиотека поэта» – единственная у нас серия, сама имеющая второе и третье издание (Малая выходила даже четвертым изданием).

Авторы, чье творчество частично пришлось на советское время, впервые появились сначала лишь в Малой серии в 1938–1939 годах (Блок, Брюсов). В Большой серии они были изданы в послевоенное время: Блок – в 1946-м, Маяковский – в 1950-м. 1965 год был ознаменован появлением в серии поэтов, ушедших из жизни сравнительно недавно, – Цветаевой, Заболоцкого, Пастернака.

Не раз приходилось читать примерно следующее: Исаковский был едва ли не единственным автором, кого живым издали в «Библиотеке поэта». Или: прижизненное издание в «Библиотеке поэта», кажется, появилось только раз – у Исаковского. Оговорки «едва ли не», «кажется» здесь не требуются. Случай этот (тоже 1965 год) был единственным исключением из неписаного правила: издавать только ушедших из жизни поэтов.

Абсолютный рекорд серии пришелся на эпоху перестройки. 200-тысячным тиражом выпустили в 1989 году антологию «Русская поэзия детям». В новое время тиражи начали стремительно падать: 5 тыс., 3 тыс., 1 тыс. и даже меньше. Правда, стали чаще практиковаться допечатки.

На смену горбачевской перестройке пришли смутные времена. Кризис в отечественном книгоиздании не мог не затронуть и «Библиотеку поэта». Если в 1990 году вышло 17 томов, то в 1991-м – только три. В последующие два года не вышло ничего! Как во время войны. Знаменитая серия вполне могла разделить судьбу многих других серийных проектов, рожденных в советскую эпоху, то есть исчезнуть.

В 1992 году главным редактором серии стал Кушнер. Новая редколлегия предприняла усилия сохранить серию. В 1994 году при поддержке фонда «Культурная инициатива» вышел том «Поэты группы «ОБЕРИУ», через год – «Стихотворения и поэмы» Волошина.

Между тем у редколлегии появились разногласия с издательством «Петербургский писатель» (бывшее Ленинградское отделение «Советского писателя» – многолетний издатель серии). Редколлегия рассталась с издательством, намереваясь самостоятельно продолжить серию. Это, однако, оказалось невозможным. В конце концов решение было найдено. Серию продолжило гуманитарное агентство «Академический проект», правда, под уточненным названием «Новая библиотека поэта». Первой книгой нового издателя стал однотомник Мандельштама 1996 года. «Петербургский писатель» кое-что еще смог выпустить параллельно, но инициатива осталась за «Академическим проектом».

За десять с лишним лет «Академический проект» выпустил около 60 томов, иногда – в сотрудничестве с другими издательствами. В это число входят книги и Малой серии, возрожденной в 2000 году после 10-летнего перерыва. Любопытно, что в числе соиздателей один оказался мнимым. Друг и фактически нештатный сотрудник «Академического проекта» Эльзон сумел найти некоторые средства на издание в серии книги Адамовича, подготовленной Коростелевым (2005). Когда главный редактор издательства Барзах спросил у спонсора, как отметить его участие в книге, он попросил: если можно, укажите в качестве соиздателя мифическое издательство «Эльм». Нетрудно догадаться, что название – анаграмма имени: Эль(зон)М(ихаил). Вот вам пример литературно-издательской мистификации наших дней.

Если обратиться к отзывам на книги серии последних лет, то можно обнаружить не только положительные оценки. Кому-то не понравился отбор поэтов, кто-то не согласен с составом сборника, где-то отмечаются погрешности текстологической работы или комментирования. Причем чаще критические замечания высказываются в адрес публикаций поэтов, живших и творивших недавно. Критический разбор книжных новинок – это нормально. Но как не посочувствовать редколлегии и издательству. Читатель ждет выхода в серии таких авторов, как Окуджава или Галич, а подготовить их к изданию в «Библиотеке поэта» – задача совсем не простая.

Общий итог «Библиотеки поэта» за 75 лет – 700 томов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
745
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
661
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
776
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
534

Другие новости