0
1227
Газета Поэзия Интернет-версия

14.08.2008 00:00:00

Теневой сектор

Тэги: поэзия, искусство


поэзия, искусство Аскетичное исполнение – загляденье!
Давид Загоскин. "Композиция с пилой". 1921 год. Галерея "Универсал Арт", Москва

┘Несколько дней назад в переходе метро с моей подругой произошел такой случай: к ней подошел человек и спросил, не хочет ли она послушать его стихи. «Забесплатно!» – пообещал юный поэт и прочел ей свои вирши. Подруга говорит, что стихи были неплохими, видимо, рожденными по вдохновению. «Ладно скроенные», они пришлись ей по вкусу, подняли настроение и заставили задуматься┘

После того как она рассказала мне эту историю, я тоже крепко задумалась: что это – поэзия идет в массы или судорожно ищет своего читателя-слушателя «под землей», в буквальном и переносном смыслах?

Современная поэзия – не «чистое искусство», когда потенциал автора и его творческие амбиции могли бы быть удовлетворены стихосложением как процессом. Современная поэзия – это постоянный перформанс, скольжение из одной плоскости в другую, когда поэтика ищет способ реализации в различных формах творчества, ныряет в какие-то запредельные слои реальности и сюрреальности, находя выход в пористом пространстве «искусства вообще», «искусства ради искусства».

И дело тут даже не в нуждах эпохи. Принято считать, что искусство заменил некий псевдоарт, более провокация, нежели демонстрация таланта: выход поэзии за пределы классического понимания искусства, ее провокационная и до некоторой степени нервная природа – это зов эпохи. Если поэзия призвана отражать мир сквозь познание его отдельно взятой поэточеловеческой единицей и транслировать интерпретацию средствами искусства, то нынешние поэты имеют широчайший выбор возможностей воздействия на читателя. И парадоксально то, что вместо того чтобы читать стихи с площади, что, безусловно, рассматривалось бы критиками как «литературный перформанс» – вид вписывания себя в рамки действительности, подразумевающий все же отделение поэтового «я» от проявлений действительности, – большинство поэтов прибегают к более элитарному способу донести свои произведения до читателя. Здесь срабатывает какая-то дикая натура поэзии, ее магическая притягательная сила: рассчитывать на то, что стихи будут читать, потому что это искусство, а значит, оно найдет своего адресата – вот прерогатива современного поэтического слова.

Оно пущено сквозь блоги, сквозь разговоры на кухнях студентов литературных и филологических факультетов, сквозь поэтические вечера (которые опять-таки остаются скорее актом искусства, нежели его прямым содержанием) и таким образом оберегает себя от «лишних» людей, ориентируясь на свою аудиторию. Ту «свою», для которой посыл, содержащийся в поэзии, дотянется через всевозможные препятствия. Поэзия, отстраняясь от массового потребителя, подчищает для себя эту маленькую нишу, пространственно-временные территории, занимаясь поиском (и часто небезуспешно находя) в современности свои очертания, как бы присоединяя деталь к огромному пазлу мира.

Современный самиздат и вечеринки с чтением стихов (своих или чужих) – зрелище куда более любопытное, чем красивые обложки массовой литературы. Имея в распоряжении огромные технические возможности – ведь стихи теперь набирают собственными руками с собственной клавиатуры, – поэт может вытворять с ними все что угодно, но так или иначе приходит к тому, что средство выпуска стихов в свет является по существу продолжением этих стихов, их функциональной особенностью. Скажем, сборник стихов Андрея Родионова «Пельмени Устрицы», вышедший в весьма аскетичном дизайнерском исполнении: какие-то картонки, серая бумага, следы клея... одним словом, загляденье! – способен поразить кого угодно. Форма подачи сборника превращает содержащиеся в нем стихи в традиционную конструктивистскую «вещь» – замкнутую и законченную, одновременно – идеально вписывающуюся в действительность. Алкогольно-депрессивно-сюжетная лирика, доведенная до ярчайшего цинизма, становится абсолютно серьезной иллюстрацией жизни тысяч родионовских сограждан и, думаю, находит отклик в их сердцах. Это ли не массовость? Во всяком случае, потенциальная возможность массовости, заложенная в этой поэзии, колоссальна.

Линор Горалик помимо строк творит «поэтические» вещи – украшения, одежду, аксессуары. И все они – отражение и продолжение ее стихов, слов и чувств. Поэзия, выбившаяся из узких рифм, приняла формы куда более материальные и тем самым привлекла к себе внимание другого рода – визуально-тактильное.

Имен, искусством ограниченных и обособленных, в современной российской поэзии очень много. Возможность заниматься литературой наравне с кристально чистым арт-поиском, отдавая себя творчеству как процессу, – вот что сейчас является поэзией. Творчество – не столько литературный процесс, сколько поиск реализации поэзии, ее движения и развития внутри себя и внутри современного общества потребления.

Поэзия – в переходе, в вещах, в отголосках и аллюзиях – остается поэзией, продолжением самой себя, и современный мир имеет громадные возможности для ее восприятия.

Когда способ сказать не только соотносится, но и порождает способ донести, тогда и происходит полное растворение поэтики в мире вещей.

Поэзия имеет потрясающее свойство во все забираться и сквозь все реализовываться. Не потому ли мы ее так часто не замечаем?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1165
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
934
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
907
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1146

Другие новости