0
1407
Газета Поэзия Интернет-версия

02.04.2009 00:00:00

Между пальцев любовь

Тэги: поэзия, рецензия


поэзия, рецензия

Мария Тиматкова. Настоящее имя.– М.: Воймега, 2009. – 76 с. (Приближение).

Мария Тиматкова принадлежит к авторам, которые начали писать стихи на рубеже 80–90-х прошлого века. Она входила в первый состав «Алконоста» – одного из самостийно образовавшихся в то время и группирующихся вокруг издаваемого ими альманаха молодежных литобъединений («Алконостъ», кстати, выходит до сих пор), посещала ныне легендарную литстудию Кирилла Ковальджи, участвовала в молодежных поэтических фестивалях и выступлениях. Публиковалась в то время (под псевдонимами Нина Берк, Маша Орехова и др.) кроме «Алконоста» в альманахе «Молодой Гений» (1991) и одной из «перестроечных» провинциальных газет.

На некоторое время прервав поэтическое творчество, вновь начала печататься в «Алконосте» – к тому времени сильно преображенном, и выступать в составе его авторов. В 2005 году эмигрировала в США (штат Калифорния), с чем связано начало нового этапа не только жизни, но и творчества. За время эмиграции дважды была в Москве, где в литклубе «Билингва» прошли ее вечера (отзыв об одном из них – см. в «НГ-EL» от 07.09.06), а в издаваемом в Калифорнии русскоязычном журнале Terra Nova вышла подборка ее текстов (№ 6, 2007).

Главный мотив текстов Тиматковой – построение своего Дома в той части огромного мира, в которой ей приходится жить и которая диктует ей формы бытования. Это и природа, как «исходная», так и «рукотворная», и соотнесенность с главным субъектом, обозначаемым «ты». Все это приносит как радость, так и боль, и во всем этом надо жить изо дня в день, как на бытовом уровне, так и на глубинном, метафизическом, где идет неспешная работа построения себя:

Запру ворота, запрещу
скрипеть.
Непрошенным гостям
согрею чаю.
Все утрясу, ребенка укачаю.
А ветер стихнет.
Надо потерпеть.


Непонятно, что здесь и что там, какие близкие – близкие, а какие – далекие, только Родина – одна.
Иван Шишкин. Рожь. ГТГ

Цель этой работы – обретение Дома как обретение себя, подлинной и настоящей, находящейся в органических отношениях с окружающим. При этом основная опора героини Тиматковой – она сама, ее готовность, не отступая от путеводительства ощущений любви и радости, встраиваться в новые обстоятельства: «Как обрезанный ствол, начну растить ветки,/ Если снова куда-нибудь перееду».

Эстетика текстов на сломе до/после эмиграции практически не изменилась: тот же современный так называемый индивидуально-неупорядоченный стих, те же мотивы. Качественное изменение произошло в ощущении мира: он разделился на здесь, где «близкие близкие», и там, где «далекие близкие». Привычное для эмиграции разделение на «у вас», откуда кажется, что «я в сахаре живу», и на «у нас», в «пустыне сахара» рождает соответствующее мироощущение, в котором негатив смещается от «не те» к «не так»:

...все не так:
Бесконечное лето
не движется,
И нету ему ни дождя,
Ни печали, ни осени,
Как будто бы лодка скользит
По песчаной поверхности.
Как будто бы нет глубины.

Однако героиня Тиматковой исполняет свое обещание: она «терпит» и начинает «растить ветки»:

Пришла зима.
Я сшила куклам шубы.
А как еще
Отметить первый снег,
Когда и снега нет?
Я потерялась.
Я живу не там.
Я переехала,
Тут снега не бывает.
Тут лето круглый год.
Хочу понять,
Что делать мне со снегом,
Который выпал
Где-то далеко.
Что делать мне с зимой.
Смотрю вокруг –
Что люди будут делать.
Гляжу – подружки
Взялись за иголки
И куклам шубы шьют.

Она научилась «прикрепляться вверх ногами./ Как летучая мышь. Как лемур», «ходить по потолку./ Как геккон. Как таракан», по-прежнему продолжая учиться «ловить мгновенье жидкое,/ Пока не утекло», с одновременным посылом в окружающий мир: «...теки/ Между пальцев любовь».

Сила текстов Тиматковой в их опоре на настоящее и устремленности в будущее. Прошлое и его обстоятельства присутствуют в них как то, что было и переработано – без сожалений и претензий. При этом, как это характерно для эмигрантов последнего поколения, рассматриваются только метафизика личного окружения и внутренние проблемы героини. Она занята одним: продолжает «растить ветки» в уверенности, что «В небо пустит корни мое дерево». Строительство, или выращивание, Дома продолжается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1660
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1361
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1360
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1604

Другие новости