0
1916
Газета Поэзия Интернет-версия

14.05.2009 00:00:00

Очень горячо

Тэги: кузовлева, стихи


кузовлева, стихи

Татьяна Кузовлева. Между небом и небом. Новая книга стихов. – Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2008. – 184 с.

Когда-то Татьяна Кузовлева просила у Мастера: «Дай мне секрет смешения породы». У нее действительно смешаны очень разные вещи: стон и восторг, гнев и всепрощение, страсть к одиночеству и потребность соединения. Если же говорить о вещественных слагаемых стихов Кузовлевой, то все материалы легкие, почти прозрачные, но не хрупкие – добротные, надежные. И ставит она свой дом не на песке, а на древних стихиях воздуха, воды, огня. Потому мне нравится и необычное название книги: «Между небом и небом». Поэт себя угадал.

Сказать, что это стихи искренние, трогательные, пронзительные, – мало. Я всегда считала, что без этой триады нет лирики. А поэзия для меня, конечно, прежде всего лирика, не обязательно любовная, но обязательно душу проницающая. Спасибо Татьяне Кузовлевой, что не изменяла лирике ни с прозой, ни с литературоведением, как я, грешная. Оказывается, в умелых руках это самый вместительный, самый беспредельный жанр!

Помню игру в «горячо – холодно». Так вот, холодного в этой книге ни одного стихотворения не нашла. Есть «очень горячо», просто «горячо» и «немного холоднее». Мне, скажем, дороже стихотворение «Бомж», чем «Старики». Потому что первое – «очень горячо», а второе благородно, но – «холоднее». Вот «Бомж»:

Уходит мой поезд в тупик,
и захлопнулись двери.
Сигнальная кнопка мигает,
на стыках дрожа.
И в гулкой утробе ползущего
медленно зверя
Не сыщется жертв, кроме
этих – меня и бомжа.
Он зычно храпит, подложив
под висок капелюху.
Вагонная лавка ему – что
родная кровать.
«Судьба!» – бормочу, и состав
отзывается глухо.
И створки дверные мне сил
не хватает разъять.
И едем мы с ним, неизвестно
куда и насколько.
И главное, здесь никому
не хватиться меня.
И разве что я не отмечена
синей наколкой,
А так – мы попутчики,
значит, почти что родня.
Мы едем по миру, где спутаны
вёсны и зимы,
Где сходятся грех, покаянье,
молчанье и крик.
Где все мы равны изначально
и все заменимы,
И каждый не знает, когда
его поезд в тупик.
А поезд ползёт, синеватые
рельсы утюжа.
И кажется, можно в любую
минуту сойти.
┘Нам были даны при
рождении чистые души.
Спит бомж в электричке –
Храни его, Боже, в пути.

Все, что о любви, о женской судьбе, о матери-земле, «горячо» или «очень горячо». Последний любовный цикл я сначала боялась читать, потому что знала: изранюсь. Робкая поначалу, плакавшая по ночам «в бесталанности», рано приподнявшая свои крылья, долго не решавшаяся на безоглядный полет, ее лирическая героиня вдруг сорвалась с места – и поминай как звали. Все, чего достигла в жизни, все, что постигла за свой век, превратилось в одну силу. Страсти? Выхода из собственного существа? Внедрения в иные сферы? Не знаю. Знаю только, что это подъемная сила, что рядом с этой силой все мельчает, значительным остается только то, что не хочет/не может отпустить. Но это уже какой-то Шагал┘ Каждый из нас бывает разочарован, если бросают на ходу: «Читал. Хорошая книга. Хорошие стихи». Или даже в превосходной степени: «Великолепная книга. Отличные стихи». Невольно думаешь: не читал, а пролистал в лучшем случае. Но мы-то не пролистываем свою жизнь. Каждое стихотворение – мета, веха, иногда иероглиф. Но за ними – мироздание, и «я» в нем...


Поэзия и архитектура – если и сестры, то троюродные.
Иван Макаров. Девочки-сестры. Портрет Лизы и Наташи Араповых. 1879. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Когда перечитывала «Между небом и небом» во второй и третий раз, отмечала крестиками именно веховые стихи. Ранние не трогаю. С ними давно сжилась, их оценить объективно не берусь. Помню даже cтрочку из первоначального варианта «Истины»: «Припадает к ним, как к абрису Христа...». Тогда это было громоподобно!..

«Двое на планете», «Холодает вокруг», «Неизвестный поэт», «Веселый юноша», «Ну что тебе сказать», «В пространстве бытия», «И когда две ласточки┘», «Нет, еще не время ледоставу┘», «Как камешек на дно реки┘» – это самые-самые для меня. Так сошлось, что, прочитав книгу Кузовлевой, я неожиданно получила в дар весомый труд академика архитектуры Рябушина, посвященный Захе Хадид, иранке по происхождению, давно живущей в Лондоне, потрясшей мир своими проектами «строительных объемов» из легких и прочных материалов. Многие из них уже введены в жизнь. Интересно, что незатасканные архитектурные термины и обороты, как-то: «внутренняя пространственность», «интуитивные выбросы», «вафельные структуры», «текучесть вещественности», «магические превращения», «столкновение материалов» – возвращали меня к поэзии Татьяны Кузовлевой.

...Поэзия и архитектура если и сестры, то троюродные. Личностное начало творца, неотъемлемое от лирики, в архитектуре стало проявляться сравнительно недавно. Но женщина-поэт и женщина-архитектор могут оказаться близки друг другу. Поэтому слова Рябушина о его героине: «Она важна как образец неукоснительного следования себе и собственному пути, без подстраивания, оглядок влево, вправо...» – в полной мере применимы и к Татьяне Кузовлевой.

Творчество – это всегда подвижность, но Женщина, как задумал ее Создатель, – константа. Соединение этих противоположностей и одаривает человечество художественными открытиями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
238
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
337
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
293
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
343

Другие новости