0
1555
Газета Поэзия Интернет-версия

04.03.2010 00:00:00

Дюймовочка на крылечке

Тэги: краснова, стихи


Одна из столичных газет назвала Нину Краснову «главной хулиганкой современной русской поэзии». Здесь значительно только первое слово: кем-то главным в поэзии быть почетно, лишь бы действительно о поэзии шла речь. А вот «хулиганка» – определение странное, упрощенное, одностороннее: какая же Краснова хулиганка, она ни дать ни взять чистый лирик, тонкий, проникновенный. Ну, хохмит частенько, выдает иногда эротические пассажи – суть в другом: какой юмор, какие средства┘ Почему бы не назвать хулиганкой, скажем, Веру Павлову, в стихах которой много от интеллектуальной игры?

Конечно, внешне простодушные и даже простоватые стихи Красновой творятся с интеллектуальным приглядом, иногда и с хитрецой даже. У нее нет «высокого» и «низкого», нет «возвышенного» и «пошлого»; все для нее в мире едино-прекрасно, все нераздельно: героями стихов становятся цветы, человек, время года, сломанный каблук, городок Суздаль┘ И кажется временами, что поэт заигрывается, избыточно эксплуатирует обаяние образа наивной рязаночки-провинциалочки, впадает в предсказуемость, скатывается в частушечную стихию и, работая «под народ», упрощает себе художественную задачу. Что ж, «я отступаю, чтобы взять разбег!» – заявила Краснова в своей первой книжке – на случай если у кого возникнут сомнения в масштабах ее дарования. И действительно, подделать живое разговорное слово Красновой, озорной бег ее стиха, звонкую интонацию ее вечно детской насмешливости, народно-песенную грусть, разбавленную легкой самоиронией, невозможно. Тем более что в пределах строфы она использует и разнородные языковые пласты: современный литературный, фольклорный, канцеляризмы, архаику, просторечия, новояз, – и получается особый красновский стиль, красновский язык. Она смело, с очаровательной непосредственностью вглядывается в праоснову языка; играючи перебирает слова, любуется ими, заставляя их переливаться оттенками; весь проистекающий отсюда юмор порожден самим языком. А эти метрические перебои, ритмические сбивы, идущие от Грибоедова, Крылова, Пушкина, Тютчева!..

И забываешь о «литературных приемах», не думаешь об «искусных фразах»; Краснова возвращает «на землю», к человеческому естеству, однако земля у нее – не «приземленность», не «быт», не «повседневная реальность», но мир, полный чудес. То есть «земля» в каком-то высшем, сокровенном и, значит, истинном смысле. На такой земле все возможно. В «солнечный-пресолнечный день» ей хочется стать принцессой, чтобы «примерить солнца корону», Дюймовочкой, чтобы «среди цветов заблудиться», Снегурочкой, чтобы «в звуках и лучах раствориться»; она сидит «по соседству» с месяцем на крылечке, готовая подвинуться и предложить ему присесть рядом (да «только вряд ли он на крылечке уместится»); а в цикле «Вещи» перевоплощается то в перегоревшую лампочку, так и не сумевшую согреть сердце своего хозяина, то в правый сапог, попавший в печальную зависимость от пришедшего в негодность левого, то в многострадальный лист бумаги, измаранный графоманом, то в ручку, которая сломалась, не вынеся своей роли – писать анонимки, то в чашку, разлюбленную, забытую ради ярко раскрашенной новой, а то и в чайный сервиз, над которым дрожат хозяева, пьющие чай из простых стаканов: «Мне тунеядцем надоело жить,/ На стол прошусь, где чайник, сахар, торт, –/ Ведь я могу практически служить,/ Ведь я не натюрморт». Все это – не сказка и даже не самодостаточная юмористическая фантазия, но художественная условность, попытка высказаться за предметы неживого мира, сделать их «чувствующими» участниками нашей жизни, неравнодушными действующими лицами нашего быта. В литературе одушевление неодушевленного распространено; однако радость, обида, досада и прочее «слишком человеческое» почти не выступают от имени предметов домашнего обихода. Здесь нужно быть Юрием Кузнецовым, чтобы, балансируя на грани хорошего вкуса, в далеко не юмористическом стихотворении написать: «Стул в моем пиджаке подойдет к телефону»┘

В стихах Нины Красновой даже такие нерадостные явления, как разлад с любимым, неразделенное чувство, разлука – детали театрального представления. Будто рождена Краснова с пониманием того, что перечисленные неблагополучия – закономерность, без которой нет жизни, – закономерность, из которой не стоит делать вселенскую трагедию.

И сердца стук не приглушала
Моя шубейка, как на грех.
А лестница нас приглашала
Не в дом, не в загс, а просто вверх.

Эти строки очень характерны для Красновой и многое проясняют в ее отношении к мужчине. Она ничего от него не требует, не предъявляет к нему претензий, не тянет в загс – у нее на первом месте другое: потребность довериться любимому, есть жажда любить и быть любимой без всяких условий. Даже и мысли не мелькнет главенствовать! Напротив, мужчина у Красновой – «главное предложение», а она сама – «придаточное», что, конечно, влечет за собой обидчивое:

Я считаю для себя недостаточным
Предложением быть придаточным!

Героиня стихов Нины Красновой (или сама Краснова) готова быть послушной; она переживает, нервничает:

Мы по городу бродим до вечера.
Я с тобой без оглядки иду.
Но, может, слишком я к тебе доверчива?
Но, может, я не так себя веду?

А начиная другое свое стихотворение предложением «Я мечтала войти царицей/ В сердце ваше, как во дворец», – досадливо заключает: «Мне, как быдлу, как посторонней,/ В сердце ваше вход воспрещен».

Тоже характерные строки! В них – вся Нина Краснова, истинная женщина (как говорят в таких случаях – на все сто)! Она понимает, что человек настолько же социальное существо, насколько биологическое, а биологическая роль женщины – подчинение. Противопоставлять социальную роль биологической – значит, противореча самой себе, играть чужую роль. Поэтому так противоестественно выглядят порой эмансипированные женщины. Краснова «мечтала войти царицей» – не для того, чтобы повелевать, а чтобы – отдавать. Любящий человек – отдающий человек. Принимающий же – больше любит самого себя, в нем – «Я», а не «Мы».

Любовные стихотворения Красновой гармонически уравновешены по форме, но – какое сочетание! – на редкость страстны, напряжены, как нерв:

Крепко и нежно и сразу двумя руками
Телефонную трубку с голосом Вашим держу
И словами, которые брошены Вами,
Как ценнейшей коллекцией дорожу.

При такой высокой температуре чувства попробуй избежать эротики! Откровенность порой до беззастенчивости – для Красновой органична и работает в режиме высоких температур. И при чем тут «хулиганство»┘ Вспомнилось, обратился я к настоятелю церкви в Заостровье, что под Архангельском: батюшка, есть такой замечательный поэт – Зинаида Миркина, и по ее религиозным стихам не поймешь, к какой конфессии она принадлежит; важно ли вам это знание? И отец Иоанн, человек литературно грамотный, ответил: главное другое – сколько в них поэзии! Так будем говорить о поэзии. И о смысле, конечно, – выраженном через поэзию.

Итак, Нина Краснова, в любви послушная, уступчивая, преданная, не обходится и без женских выкрутасов, понять которые может редкий мужчина. Если на вопрос, почему нежности к нему поубавилось, следует ответ: «Я хочу по тебе соскучиться,/ Как когда-то очень давно», и далее – еще замечательней: «Я вернусь с просветленным ликом,/ Все, что надо, в разлуке пойму», – то о какой «высокой температуре» чувств можно тут говорить? Другая ситуация: героиня просит суженого не возвращаться с поездки хотя бы еще с полнедели: «Так по тебе приятно тосковать! Я думала, что разучилась». Неудивительно, что строки: «Не важно нам, какой в стране режим,/ А важно то, что мы с тобой лежим» – сменяются иными:

Ты ли это? Ты ли на самом деле?
Странно: вместо тебя – груб,
насмешлив, сердит,
Незнакомый мужчина на нашей с тобою постели
В майке твоей, в позе твоей сидит.

(...)

Краснова прежде всего – гармоничный поэт, просветленный, как ее парк после дождя. Она умеет рассказывать о «незначительном», «неважном» так, что картина жизни живет и дышит, потому что живут и дышат слова, столь необходимо выстроенные друг за другом. Что видно за ее окном? Кусты вдоль дороги, покосившийся забор и скамейка. Но, оказывается, что и без помощи метафор, в перечислении деталей пейзажа, в простом назывании деталей заключено поэтически-эмоциональное переживание, если это делает – Краснова:

Вижу бурых кустов семейку,
И дорогу в пятнах проталин,
И пустующую скамейку,
И забор, что к скамейке привален.

Ее выдумки без выдуманности – вот главное основание для того, чтобы назвать такие стихи истинно народными: «Гаснет, гаснет, гаснет закат/ Постепенно, как свет в кинозале», «И в сон стремительно врываюсь,/ Как на такси», «Звезды не светятся, словно перегорели/ Или их камнями мальчишки повыбили», сентябрь «Ходит с тряпкой в скверах, лавки домывая»┘ Почему Тамара Жирмунская назвала Краснову «Есениным в юбке»? Я против уподоблений, Краснова есть Краснова, но если уж улавливать родственные мотивы, то я бы рядом с Красновой поставил Ахматову (есть, есть ахматовские интонации!) и┘ Кустодиева, – ведь ее родная рязанская глубинка звучит по-праздничному, по-кустодиевски!

Что за чудо село-городок!
Что ни шаг, то домок-теремок.
Или:
Резное крылечко. Поленница дров.
Колодец. В ромашках бугор.
Петух. Разномастное стадо коров.
Стежка в сосновый бор.

(«Мне кажется, люди, живущие тут,/ Не могут плохими быть», – заканчивается стихотворение – и у знаменитого мирискусника так: с его картин веет здоровой, заразительной энергией, в его ярмарках-гуляньях не найти ни одного пьяного! А вспомним простенькое «сопереживательное» стихотворение про оступившуюся женщину: «Я сказала: «Ой!» –/ Как будто это я упала»; в нем столько «провинциальной» чистоты! «Мне было больно – ей совсем не больно»).

Но и Есенин рядом, конечно Есенин, просящийся в песню, сам – песня!

Хороши, теплы на мне сапожки,
Красные, высокие, с замком.
По скрипучей белой-белой стежке
Я лечу в село за молоком┘

И – частушки, короткие, хлесткие, да подчас «хулиганские»! Цитировать не стану, да и вообще, Нину Краснову нужно читать, а не разглагольствовать о ней, ее стихи сами все расскажут, все пропоют! В них столько здоровья – на всех хватит!

Еще бы. У стихов Красновой нет возраста.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1874
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4498
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2453
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2805

Другие новости