0
1869
Газета Поэзия Интернет-версия

12.05.2011 00:00:00

Образцы и вымыслы

Тэги: стихи, книга


стихи, книга

Андрей Новиков-Ланской. De Excelsis / Из высоты. Сонеты к Августу.
– М.: ОГИ, 2011. – 96 с.

Выход книги стихов Андрея Новикова-Ланского стал поводом для примечательной, хотя и неоригинальной дискуссии в блогосфере и более публичном окололитературном пространстве – дискуссии о классичности и авангарде, о каноне и индивидуальном стиле, о традиции и новации в искусстве. В том, что разговор сразу ушел от собственно книги в более общие категории, отчасти виноват сам автор, довольно безответственно заявлявший в телеинтервью о том, что наличие собственного голоса, индивидуальной манеры у творца не является значимым критерием оценки.

Скажем, филолог, исследователь творчества Иосифа Бродского Андрей Ранчин пишет, что «мудрая и спокойная сдержанность тона и классичность форм ныне не в чести», а «преобладающая постмодернистская ироничность и интертекстуальность и, казалось бы, противостоящая ей лобовая эмоциональность уже в известной степени приелись, утратили силу воздействия, обратились в штамп», что уже делает традиционалистские стихи Ланского «небанальными».

С другой стороны, модный философ Андрей Ашкеров реагирует прямо противоположным образом. В статье «Эпитафия для неоклассики» он обрушивается на саму идею нормативного письма: «Ланской предлагает сразу два решения. Во-первых, традиционализм, что в случае с современной литературой означает писать, как Фет или Баратынский, предполагая, что они – канон. Во-вторых, эзотерическая спекулятивность, причем основанная на фактическом отождествлении эзотерического и экзистенциального». Дальше – жестче, приговор: «Неоклассицизм делает меру и справедливость простыми фикциями. Чистейшего вымысла чистейшими образцами».

Спор архаистов с новаторами столь же привычен, сколь и непродуктивен – как, скажем, спор западников со славянофилами. Но, по-видимому, необходим. Любопытно другое. Критические умы бросились обсуждать болезненную тему мертвой классики и живого литпроцесса, не обратив внимания на то, что в самой поэзии Новикова-Ланского – по крайней мере как это представлено в книге – если и есть элемент классичности, то обнаруживается он вовсе не в формальном следовании образцам. Наверное, гладкопись может раздражать и пугать, казаться искусственной и несвободной. Но странно осуждать или оправдывать такого рода стихи, апеллируя к категориям классичности. Ибо классичность – в другом.

Прежде всего она – в тональности и картине мира. В античном стремлении гармонизировать хаос и покорно претерпевать силу судьбы. В соразмерности частей и целостности восприятия. В принуждении ритма и планомерном доведении до катарсиса. В чувственном слиянии телесного и духовного. И в диалектической, изменчивой природе вещей. И вот исходя из этих представлений к стихам Ланского действительно можно применить атрибут антологической классичности. Как, к примеру, вот этим строчкам: «Я верил в чудо, и оно свершилось/ судьбе наперекор и вопреки./ Как будто неиспрошенная милость/ дарована движением руки. / Оно меж нами тихо совершалось./ Из высоты струилась благодать./ И незаметным светом наполнялась/ душа, которой нечего терять».

Перед нами не сборник стихотворений, тем более не избранное, а два цикла, составляющих единую книгу стихов. Иными словами, это – два единых сложно устроенных текста. Подобно тому как слова в стихотворении вступают в сложные нелинейные отношения, образуя стереоскопичность и множественность порождаемых смыслов, в цикле в такие отношения вступают отдельные стихотворения и возникает та же вибрация смыслов.

При внешней простоте и прозрачности это довольно сложные стихи, с несколькими уровнями прочтения. Угадываются заморские влияния: стоический мелос Кавафиса и чувственно-сдержанное эхо Фроста. Впрочем, при всех влияниях трудно не расслышать в этой книге авторских интонаций с их стремлением к благозвучию и внятности – «когда под грохотанье небосвода/ последние слова бормочешь ты,/ и ливнем благодарная природа/ вливается в тебя из высоты».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1139
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1097
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1353
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1107

Другие новости