Алексей Тараканов. Страсти по Гоголю.
– Смоленск: Издательство «Смоленская городская типография», 2011. – 136 с.
Ремейки нынче в моде. Певцы любят ремейки и не любят розовые кофточки. А в театрах обряжают античных героев в джинсу или раздевают Джульетту до ню и называют «новым прочтением классики». Вот и режиссер «Масенького театра» Алексей Тараканов, известный литературными пародиям в программах «Аншлаг» и «Смеяться разрешается», замахнулся на классику. Поэтическая пьеса «Страсти по Гоголю» на год позже заявленного в выходных данных времени вышла в виде книги.
«Есть сюжеты бессмертные. А раз бессмертные, то не единожды должны быть они использованы», – написал в предисловии Анатолий Трушкин. Сюжет, известный по школьной программе, перенесенный в современную глубинку, обрел новых героев и новую остроту. Одни действующие лица говорят о многом. Никаких городничих, бобчинских и добчинских. Собственно, только главный герой Иван Андреевич Хвастаковский напоминает гоголевского Хлестакова: «Мой дом – он первый в Петербурге./ Так и известен, боже мой,/ «Дворец Андреича», и баста!/ И где-то рядом Эрмитаж…» Автор смело вводит новых персонажей со своей лексикой и особыми приметами: начальник УВД Гия Арутюнович Шпёкин говорит с сильным кавказским акцентом: «Прошу нижайше, поддержите,/ Не дайте сгинуть сироте,/ К тому же я прошу отметить,/ Жена моя из Петербурга,/ А теща так и проживает/ В районе Красного Села». А министр здравоохранения N-ской области Михаил Юрьевич Зарубов страшно заикается при разговоре: «Нет. Н-не бывал. Хотя однажды,/ Когда в Финляндию летели,/ То прямо над…» Ну и, конечно, министр образования Виктор Степанович Фурсович дурак дураком: «Оно не очень-то возможно,/ Чтобы туда-сюда бесплатно». Вместо Городничего появляется губернатор Антон Михайлович Бережков. «Он в ульях бриллианты прячет/ Оформил бизнес на жену».
На сцене актеры «Масенького театрика» Евгения Черепнова и Алексей Тараканов. Фото автора |
Хоть автор и предупреждает, как положено, что «все персонажи вымышлены, совпадение отдельных имен, отчеств, фамилий и характеристик героев абсолютно случайно», за каждым из них узнается аккуратно собранный букет, точнее, гербарий узнаваемых повадок и привычек некоторых медийных лиц.
Интрига завязывается более современная. Вот как ее характеризует прокурор Илья Жмурович Сукратов, интеллигент в третьем поколении: «Я к вам по небольшому дельцу./ Не буду говорить откуда,/ Но нам давно уже известно,/ Что губернатор будет снят/ И выброшен, как говорится,/ На историческую свалку/… За нашу область я волнуюсь./ Не приведи господь, она/ Достанется придурку в лапы».
Трудно не согласиться с автором предисловия, аксакалом эстрадного юмора Трушкиным в том, что «жадность, наглость, взяточничество, вранье, разврат и прочее, что казалось во времена великого сатирика гиперболой, сегодня смотрятся как норма жизни, что еще раз оправдывает обращение к вечному сюжету. Сюжет – старый, приметы времени – новые, но до боли знакомые. Удивляет не столько автор, сколько жизнь».
Комедию ситуаций цитатами не покажешь, да и вообще пьесу, даже очень хорошую, лучше смотреть или в крайнем случае слушать, а не читать с листа. Но если у вас хорошее воображение и с чувством юмора все в порядке, то не советую читать «Страсти по Гоголю» в общественных местах. Я в метро так покатывалась со смеху, что меня принимали за сумасшедшую или жертву кислотных тусовок. Читайте дома. С выражением. Вслух. В хорошей компании. Можно даже по ролям. Как это делают артисты «Масенького театрика».