0
3958
Газета Поэзия Интернет-версия

06.06.2013 00:01:00

Танцующие строки

Тэги: парнах, три книги, поэзия


парнах, три книги, поэзия

Валентин Парнах. Три книги (сост., вступ. и прим. В. Перельмутера). 
– М.: Sam&Sam, 2012. – 275 с. (Библиотека для избранных)

Средоточие слова, танца и музыки – джазовая импровизация на самом краю абстракции, где исконная мелодия проступает сквозь множество побочных звуков, в итоге складывающихся в единую эклектичную гармонию. Поиски синтетических форм на грани различных видов искусства увлекали многих писателей, художников и музыкантов начала ХХ века, и, разумеется, именно у представителей авангардных направлений эти поиски приобрели наиболее радикальные формы.
Валентин Парнах (1891–1951) оказался, что называется, в самом пекле: музыкант, танцор, переводчик и поэт был в равной степени близок русскому и западноевропейскому авангарду. Все его художественные ипостаси органично дополняли друг друга, в результате чего поэзия Парнаха, где-то напоминающая живопись Фернана Леже, врастала одновременно в джазовую музыку и экспериментальную хореографию, навеянную все тем же джазом.
Три книги, представленные репринтно в издании, в сущности, иллюстрируют парнаховский поиск, его путь от явно символистских стихов к футуризму и (что примечательнее) через футуризм – к обретению своей собственной синтетической интонации. «Издавая в 1925 году свою пятую, итоговую – и единственную в России – книгу избранных стихотворений, большинство которых было написано-опубликовано во Франции, он озаглавил ее – «Вступление к танцам», – рассказывает в предисловии составитель Вадим Перельмутер, – То бишь, обозначил стихи – как метафору и метаморфозу ритмического движения, перехода из одной формы самовыражения в другую, которую нашел, нет, сотворил для себя».
Танец – это всегда красиво.	Михаил Врубель, Восточный танец. 1887
Танец – это всегда красиво.
Михаил Врубель,
Восточный танец. 1887
Поэзия Парнаха всегда находится в движении – например, таков «танец в мешке»: «Представленье открылось Он танцевал/ Пожал’те билетики! / Что цирк?/ Вот вам мешок/ Внезапный шок/ Почти кувырк/ Отличный нырок/ Фырк/ Прыжок/ Хлюп». Слова синкопированы и буквально подражают движениям танцора вкупе с прихотливой пунктуацией и паузами, меняющими свою протяженность в зависимости от того или иного выверта мелодии: «Черные жилы бьются на висках и на лбу./ Как у преступника, руки назад./ Непроизвольно глаз мечет зеленый сноп./ Исковеркал губу./ Клок ржавых волос – запекшийся яд./ Скрывай! Материя стоп./ Словно заслышал пророков трубу,/ Удар первый,/ Фокс-трот, свое торжество,/ Подрагивающий дервиш!/ Пневматический живот./ Марабу/ Движений табун».
В иных текстах Парнах практически воссоздает пульсацию джазового оркестра – возникает словесная абстракция, сквозь которую явственно чувствуется шумная гармония ударных, струнных, духовых, звон тарелок, басовые струны и глухие удары барабанов, отстукивающие ритмическую основу в унисон с уличными шумами: «Дрожь банджо, саксофонов банды,/ Корчи. Карамба! Дребезжа,/ Цимбалят жадные джаз-банды!/ Фоножар,/ Взвары язвительной известки/ <…> Все врозь! / Минута – музыка вся настежь./ Внезапно лопание шин./ Грохнулись оземь части/ Звенящих плоскостей машин. / И вдруг – насквозь/ Автомобильный рожок, / Вытянутый стальной язык Вой./ Узкий укус…».
Мелодичное изображение, рисуемое поэтом-музыкантом, по своей глубинной анатомической сути очень кубистично. Подобно тому, как на картинах Брака через стеклянные треугольники, напоминающие прозрачный витраж, проглядывает причудливая мешанина предметов, вывесок, фрагментов натюрморта, музыкальных инструментов и проч., у Парнаха искаженный джазовым пульсом внешний мир тоже сворачивается в единое пространство, порождая неожиданные сопоставления: «Как башня Эйфеля, ноги расставив,/ Актриса ускоряла хрип/ <…> И беспощадно бил джаз-банд лихой,/ Частый, как забастовки».
Все парнаховское пространство сокращается, порождая бесконечные множества ритмов – танцующее человеческое тело вертится среди прочих тел, тоже танцующих, становясь частью единой улично-шумовой гармонии. «Он был человеком ритма, – пишет Перельмутер, – а ритму свойственна неумолкаемость, он может приглохнуть, уйти в глубину, однако лишь на время, бессильное перед длиной его неутолимых волн». Так вневременная словомузыка Парнаха врывается в наше нынешнее пространство.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1695
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1387
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1546
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1402

Другие новости