Иркутское время стремится вперед: об этом заявляет задумчиво смотрящий вдаль Александр Сергеевич, такой знакомый, что не сразу заметишь в привычном облике тельняшку и бескозырку с надписью «Байкал». Такой образ классика намекает читателю на поэтический симбиоз, скрывающийся под обложкой, где собраны произведения участников и гостей 12-го Фестиваля поэзии на Байкале, который за годы своего существования проделал путь от встречи нескольких поэтов-энтузиастов до одного из самых масштабных культурных мероприятий Иркутской области. О популярности и значимости, которую фестиваль приобрел уже и за пределами Сибири, лучше всего говорит тот факт, что свой вклад в альманах внесли такие поэты, как Александр Кабанов, Владимир Алейников, Станислав Минаков, Евгений Чигрин, Юрий Поляков, Ирина Евса, Владимир Берязев, Петр Чейгин и многие другие.
Основным мотивом фестиваля в этом году был назван авангард, но в данном случае это слово трактуется не как литературное направление, а скорее как показатель времени и событий, происходящих на поэтической передовой. Именно поэтому во вступительных заметках Светлана Михеева, поэт, куратор и участник фестиваля, предлагает читателям «взглянуть на будущее в настоящем», стать свидетелями живого, еще не изученного и не признанного широкими читательскими массами литературного процесса. Такое понимание авангарда отразилось на содержании альманаха прежде всего разнородностью в подборке авторов. Среди творцов будущего – представители разных поколений, приверженцы разных литературных течений, жители разных городов и стран, чье творчество в совокупности дает представление о современной поэзии в общем. Однако большую часть издания занимают все-таки произведения сибирских поэтов, и это способствует тому, чтобы литературная деятельность такого огромного края становилась известной и за его пределами.
Довлеющее в альманахе настроение можно выразить, пожалуй, словом «взгрустнулось», но грусть эта нигде не доходит до степени фатального пессимизма, прекрасно уживаясь в рамках чрезмерной задумчивости – у каждого о своем. Темы, которые авторы затрагивают в своих произведениях, так же актуальны, как и непреходящи. Это и необъяснимое течение времени, воссозданное Екатериной Боярских посредством оригинальных и точных образов; и немного пугающая беспричинная тоска в стихотворениях Сергея Корбута, словно для контраста с беспокойством неуемной души написанных ясным языком; и пробивающееся сквозь воспоминания и повседневность осмысление жизни Олега Кузьминского. Стихотворения Марии Марковой пронизаны мотивом одиночества, ожиданием, застывшим в каждой строчке, но не удручают благодаря легкому, полному метафор языку природы. Также гармонично детали окружающего мира вписываются в более жизнеутверждающую лирику Анны Минаковой. Андрей Сизых в своем творчестве использует мифологические образы, среди которых гармонично существует его лирический герой – «эпохи ядерной Гомер». Ну и, конечно, авторы не обошли стороной тему отношений, и здесь не может не вызвать улыбку немного циничная лирика Василия Орочона и грубоватая романтика сюжетов Алексея Остудина, знакомых практически каждому.
Несмотря на заявленный авангард, опубликованные в альманахе произведения говорят о том, что большинство авторов отдают предпочтение традиционным способам стихосложения. Более всего своими экспериментами выделяются председатель Академии Зауми Сергей Бирюков, Аркадий Перенов, Амарсан Улзытуев с его довольно экзотическими сюжетами стихотворений. Неповторимым народным колоритом хороши произведения Леты Югай, сопровождающиеся эпиграфами с фольклорными закличками, заговорами.
Отдельное место в альманахе занимают поэты, которые уже не смогут стать на фестивале ни участниками, ни гостями. Раздел «Мемориал» посвящен творчеству Сергея Шаршова и Юрия Левитанского. Помимо стихотворений опубликованы также факты их биографий, воспоминания, дающие представление о жизни и личности этих сибирских авторов. Говоря об альманахе в целом, при всем желании невозможно подробно коснуться творчества каждого из 36 поэтов, однако отдать им должное не составит труда, потому что у большинства из них уже изданы собственные поэтические сборники.