0
2552
Газета Поэзия Интернет-версия

21.11.2013 00:01:00

Поющие корни и городок Ефремов

Тэги: ростовцева, ночь, продолжение, стихи


ростовцева, ночь, продолжение, стихи Городок стихов, неубиваемая провинция. Фото Екатерины Богдановой

Инна Ростовцева – автор нескольких литературоведческих книг, многих и многих статей и глубоких исследований, доцент Литинститута, лауреат Горьковской и других литературных премий – cкоро отметит юбилей. В таких случаях принято перечислять заслуги, говорить о высоком качестве написанного, об учениках и последователях. Все это у Ростовцевой есть. Но есть и одна особенность: какими бы радостями и горестями ни захлестывала ее жизнь, по-настоящему спасительная дорожка, идущая по самой середке превосходно организованного научно-критического хозяйства, у Ростовцевой всегда была одна: поэзия.

Нечто схожее происходило когда-то с Сергеем Сергеевичем Аверинцевым: он часто находил отраду не в умножении глубоких и остро нужных нам исследовательских работ, а в зыбкой тропинке, бегущей через поля греческой и европейской культуры к смиренным рощам и поющим корням философской лирики.

При этом для Ростовцевой поэзия никогда не была местом укрытия от бурь. Наоборот. Вся ее повседневная литработа в той или иной мере пропускалась через поэзию, проверялась поэзией. Так дирижер сверяет по камертону точность настройки оркестра, чистоту интонации и частоту колебаний предощущаемого звука. Словом, поэзия – единственное зеркало, в котором Инна Ивановна могла и хотела отразиться полностью: как мыслящий литературовед, любящая мать, сверстница, жена, подруга…

Судьба не была слишком милостивой к Ростовцевой. Но чем каверзней наскоки жизни – тем весомей строка и строфа. Новая книга Инны Ростовцевой «Ночь. Продолжение» как раз и откомментировала поэтически весь ее жизненный и литературный путь: от профессиональной работы с классикой (здесь и Гоголь, и Достоевский, и Алексей Прасолов, и моцартовский Зальцбург) до переводов с немецкого, от увлечения Востоком до трепета перед пугающе-манящей современностью.

Такой стиховой комментарий на полях жизни всегда подлиннее, чем поэзия вымуштрованная, не являющаяся фрагментом и наплывом, а являющаяся унылой данью 200-летней стиховой инерции. Первым в России по пути фрагмента, превосходящего по силе воздействия натужливое целое, пошел, как известно, Федор Тютчев. Последовали за Тютчевым немногие. В их числе – Инна Ростовцева. У Ростовцевой отрывок, комментарий, стихотворный портрет, набросанный прерывистой линией, – не дань обстоятельствам, а способ постижения, постепенно переросший в способ письма. Ее мгновенные записи не всегда бывают завершены в своем поэтическом сюжете, но всегда завершены образно.

Мгновенное, блажное, своевольное – во все века хорошо держало форму. Может, потому, что любой подлинный замысел уже при зарождении обладает стойкими признаками рода и жанра. Кроме того, в «наплывах» и абрисных портретах почти всегда удается сохранить свежесть первичного восприятия. Можно даже утверждать: проблески иных мыслей только и могли родиться от сбоев стихотворного ритма и фрагментарных вспышек поэтического сюжета (по мысли Лотмана «поэтический сюжет» кардинально отличается от сюжета в прозе).

Уже на 18-й странице книга Ростовцевой резко окликнула, заставила задуматься:

Я помню мир, когда война врасплох

Накрыла сад кровоточащей тенью.

И гений жизни – он ослеп, оглох,

Как царь Эдип, крича об искупленьи…

Вскоре пришлось задуматься еще и еще, чему было предупреждение автора: «Откроется память – и в глубь распахнутся врата».

стихи

Инна Ростовцева. Ночь. Продолжение. 

Вторая книга стихов. 

– М.: Академика, 2013. – 144 с.

Так и я шел по книге Ростовцевой, врезаясь то в раздел «Живые символы», то в негаданный оазис (раздел «Восточная страница»), то натыкаясь на «Возвращение Фауста», то стремительно переходя к дню сегодняшнему («Современная страница»). И все шесть разделов вступали со мной в диалог, перекликались или конфликтовали друг с другом.

Вот, к примеру, стихи памяти Олега Чухно, выдающегося, но недооцененного поэта, недавно ушедшего из жизни: «Прощай! За околицей цикла/ Мы встретим, обнимем друг друга...» Эти строки, как радиовехи, обозначили скрытые мотивы творчества, создали новую «звуковую картинку», которая с неожиданной стороны представила мир чужого бытия, ставшего на миг моим…

Когда за околицей книги окидываешь взглядом жизненный и стихотворный путь, пройденный Инной Ростовцевой, то видишь: в этой жизни нет и не было утомительной позы, фальшивых «поэтизмов», стремления поучать. А был и остается порыв: ясно очертить, устроить, свести воедино дома и строфы, городские околицы и стихотворные циклы, поющие корни садов, тихо шумящие по краям сознания перелески.

Может, поэтому книга Ростовцевой вдруг напомнила мне городок Ефремов, в котором она родилась и через который я три или четыре раза проезжал: так же чисто, светло, те же скромно-прекрасные дома и очищенные от сухих веточек палисады. И даже там, где есть разрушения и сор, преобладает картина сурового, но и сияющего сладко предзимья!


Этот разбитый на 144 страницы городок стихов, эта неубиваемо-живая провинция, и в столице не потерявшая своей прелести и красоты, будут теперь со мной всегда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1631
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3563
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2625
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2132

Другие новости