0
2969
Газета Поэзия Интернет-версия

17.04.2014 00:01:00

Поколение слонов и белок

Тэги: поэзия, казань, мечети, москва, лобачевский, трамваи


поэзия, казань, мечети, москва, лобачевский, трамваи Казань, метро, люди февраля и апрель… Фото Дарьи Варзиной

Лилия Газизова – поэт, переводчик, эссеист, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Родилась в Казани, окончила Казанский медицинский институт и Московский литературный институт имени Максима Горького, работала детским врачом. Автор книг стихов и переводов «Черный жемчуг» (1996), «Поэма беременности» (2001), «Зимние арабески» (2002) «Кирова, 70» и др. Принимала участие в составлении антологий и сборников «Как время катится в Казани золотое…» (2005), «Современная татарская проза» (2007), «Современная татарская поэзия» (2008), «Влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание: сборник статей и материалов Международной научной конференции» (2012) и др.

Люди февраля – завсегдатаи кофеен и маленьких кафешек. Любители вечерних и ночных разговоров. Куряки, циники и романтики. Они «раздумчивы и нежны», как сообщает автор.

Они одеты в синее и лиловое

И выбирают столики в углу.

Их обычная палитра – сиреневый (цвет снов и заблуждений), лиловый (цвет книг, деревьев и часа между собакой и волком). Смесь фиолетового и желтого (цвет города, плывущего на восток). И все это фон для рыжего – челки автора, однажды почти случайно мелькнувшей в очках ее главного собеседника. У которого убегающие к вискам глаза. И чью манеру курить и молчать так хочется перенять влюбленной собеседнице.

книга
Лиля Газизова.
Люди февраля.

– М.: Воймега, 2013.
– 60 с.

Эти люди часто живут на два дома, иногда – на два города. Например, в Москве и Казани. Но это не значит, что их быт стремится расширять географию. Наоборот. В Москве их притягивают более всего Маяковка и окрестности. В Казани – две-три улочки. Улица Пушкина, где дребезжат трамваи под протяжно-сложную песнь муэдзина. Улица Лобачевского, где уютная кофейня и любимая библиотека. И улица Тукая, где школа еще стоит, а трамваи уже не ходят.

Это скупость и лапидарность не ограниченных, а, наоборот, продвинутых пользователей программы по имени Жизнь: они точно знают, что им нужно, на какие сайты заглядывать, где бросать сумку, а где для них не место.

Они немного синефилы, эти странные жители кофеен. Все окружающее кинематографично, каждый проживаемый миг – словно очередной кадр, всякое событие – сюжетный поворот внешнего сценария. Один из разделов так и называется – «Попытка киносценария». На деле же не раздел, а вся книга – такая попытка, вполне удавшаяся. Здесь все динамично и осязаемо. Минимум абстракции. Максимум экспрессии и визуальности. Но все-таки это не документальное кино. Все-таки художественное:

Кошкой-поземкой крадусь

Вдоль улиц пустынных

Но даже в берегах 

многоэтажных

Не водится мое отражение.

Это кино 4D – у его героев (они же авторы) обостренное восприятие действительности, друг друга. Они все подмечают: небезмятежные утренние улыбки подруги, плачущего в каждом из нас «толстого ребенка», невиданный танец, который танцуют длинные руки собеседника, все оттенки взгляда, обращенного к автору:

Долго-долго смотришь на меня,

Точно запомнить хочешь.

Люди февраля – это не только узкий круг друзей и собратьев по перу Лили Газизовой. Нет, это весь социальный слой. Целое поколение. Которое кто-то ошибочно называет потерянным. Ошибочно, потому что страдательный залог здесь неприменим. Поколение не терялось. Оно само выбирает, где ему быть – в эмиграции внешней, за кордоном, или внутренней – здесь, но вне публичного и явного культурного и общественного процесса, или вообще не в эмиграции, а в струе и мэйнстриме, что, наверное, сложнее, но тоже возможно.

Поколение не убегающее, но избегающее. Прямого столкновения, вообще всякой агрессии (с драконами не сражаются, а дружат). Это поколение принципиально неагрессивных существ: «Они в душе слоны и белки».

Еще оно избегает четких дефиниций. Мы не люди конкретных – города, эпохи, конфессии, профессии. Любая подобная привязка будет пошловатой и ложной. Чем-то из прошлого века.

Хотя автор и заявляет, немного эпатируя: «правде ложь предпочитаю», поскольку «ложь – это живые цветы». Но в действительности во всей книге – ни одной фальшивой ноты.

Так вот, если уж совсем нельзя без эпитетов, то можно лишь констатировать: мы – люди февраля. Так точнее и честнее. Куда мы движемся? «Первая остановка – апрель». А дальше и не заглядываем. Зато знаем главное:

Миру не все равно!

Мы нужны миру – я и ты!

Что бы плохого о нем 

ни говорили.

Жизнеутверждающая, оптимистичная поэзия вообще-то большая редкость в наше время. Такой дух – еще одна – помимо особой интонации, неожиданных образов, сочных красок – находка этой книги. И лишнее опровержение расхожего мнения о потерянном поколении. Оно осознает свою необходимость и доказывает ее в каждой строчке. Без агрессии, с грустной самоиронией, самоуглубленностью и чувством собственного достоинства. Как и должно быть у «белок и слонов».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1246
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
945
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1133
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
740

Другие новости