0
1962
Газета Поэзия Интернет-версия

05.06.2014 00:01:00

Петит

Тэги: поэзия, переводы, эдгар по, геннадий шпаликов, борис рыжий


поэзия, переводы, эдгар по, геннадий шпаликов, борис рыжий

Елена Печерская. Расстрелянные менестрели. – М.: Буки Веди, 2013. – 120 с

Автора этого лирического сборника трудно назвать новичком в литературе. Переводы Елены Печерской, ее критические и литературоведческие статьи, да и стихи печатались достаточно много. Тем не менее книга «Расстрелянные менестрели» во многом стала неожиданностью даже для тех, кто уже давно знает автора. Само внешнее оформление этого по-женски изящного сборника стихов свидетельствует о нешаблонном и даже отважном творческом мышлении поэтессы.

Стихи Елены Печерской выделяются глубиной и остротой мысли, большой напряженностью внутренней жизни, трагическим восприятием бытия. Автор раз и навсегда выбирает для себя некую высокую точку отсчета, с которой рассматривает героев, события и явления современной жизни, свою личную судьбу… Жесткость, даже непоколебимость авторской позиции заставляет отдать предпочтение более скупым средствам внешней выразительности. Елена Печерская тяготеет к лапидарности, краткости при емкости внутреннего содержания и почти всегда придерживается принципа: «Чтобы словам было тесно, мыслям – просторно». Честно говоря, иногда хочется, чтобы она от этого принципа немного отступила, перестала быть к себе избыточно строгой и требовательной; тогда, возможно, ее внутреннее дыхание приобретет большую свободу. Впрочем, нежелание растекаться мыслию по древу не мешает ей создавать и достаточно крупные формы: поэмы и циклы стихов.

В рамках классического русского стихосложения поэтесса чувствует себя легко, свободно и раскованно, она великолепно слышит слово со всеми возможными созвучиями: «Он был предан тобою, но искренне предан тебе…», «А звезда соловьиного свиста/ мерно льет свой мерцающий свет», «От резких порывов ветра/ тебе и зябко, и зыбко…» Подобных примеров внутренних рифм, как и диссонансов, можно найти в сборнике немало, но главное – изощренность автора в версификации никогда не становится самоцелью, а служит решению основной художественной задачи.

«Из каменного гнезда» – такое название Елена Печерская выбрала для одного из разделов сборника, и это достаточно символично. Внутренний мир современной горожанки, жительницы мегаполиса, преломлен в ее лирике нервно и подробно. Урбанистические мотивы, тема любви-ненависти к искусственной среде, ставшей для многих из нас родной, постоянно присутствуют в стихах и поэмах Елены Печерской, обогащая их горькими парадоксами и диссонансами, но и всегда возвышающими душу смыслами. В целом же в строках поэтессы без всякого преувеличения дышат и почва, и судьба, звучит свой собственный голос, к которому хочется прислушаться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
222
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
265
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
235
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
266

Другие новости