0
2826
Газета Поэзия Интернет-версия

03.07.2014 00:01:00

Новая светология

Тэги: лирика, верлибры, крым


лирика, верлибры, крым Убить? Нет лучше любить. Витторе Карпаччо. Святой Георгий и Дракон (деталь). 1502. Школа Сан Джорджо дельи Скавони, Венеция

22-6-12.jpg

Андрей Коровин. Любить дракона: Стихотворения. 

– М.: Русский Гулливер; Центр современной литературы, 2013. – 130 с. (Поэтическая серия «Русского Гулливера»).

Книга Андрея Коровина «Любить дракона» – это его вторая книга свободных стихов. И, пожалуй, главный «дракон», с которым столкнется среднеарифметический читатель, заключается в том, готов ли он к восприятию свободного стиха. В утвердительном ответе на этот вопрос лежит ключ к прочтению, пониманию и принятию этой книги.

В случае с творчеством Коровина эволюция от рифмованного, ритмического стиха к верлибру довольно наглядна. Несмотря на вышедшую в 2007 году первую книгу верлибров «Поющее дерево» (М.: Издательство Руслана Элинина), в вышедшей позднее книге «Пролитое солнце» (М.: Арт Хаус медиа, 2010) свободные стихи опять лишь заглядывали в гости к стихам силлабо-тоническим, а в нынешней («Любить дракона») – автор снова объясняется в любви к свободному стиху. Это наверняка не означает, что поэт Коровин совсем перестанет писать ритмические стихи, но то, что его индивидуальный, отличимый от других поэтический голос отчетливо слышен именно в стихах свободных, факт очевидный.

Один из классиков русского верлибра Владимир Бурич в свое время писал, что «приход к свободному стиху объясняется стремлением к максимальному авторству во всех элементах создаваемого произведения», и эти слова крайне точно характеризуют путь развития поэзии Коровина. Не берусь судить, можно ли говорить об уже полностью сформировавшейся личной авторской поэтике в рамках свободного стиха, но то, что его «я не люблю:/ ходить строем/ петь хором/ играть в ансамбле/ мой формат называется...» читается манифестом, эту поэтику предваряющим, – абсолютно точно.

Верлибры, вошедшие в книгу «Любить дракона», как правило, сюжетны. Это не просто какие-то зарисовки и пойманные моменты, это целые сценарии в форме стихотворений. Сценарии для кино. Потому как при прочтении легко возникает видеоряд. 

Короткометражки, смонтированные из фрагментов памяти или полета фантазии поэта, зачастую с избыточной детальностью прорисовывающие крупные планы («в детстве я любил воду из колодца/ он был недалеко от бабушкиного дома/ на небольшом островке/ что плавал как желток в яйце/ посреди небольшого пруда/ прудик круглый как блюдце/ с одной лишь узкой тропинкой/ будто бы защищал колодец от посторонних/ весной разлив окончательно топил тропинку/ и пройти к колодцу можно было/ разве что в болотных сапогах»). 

Стихотворения в книге тщательно подобраны и выстроены относительно  друг друга. С первого взгляда они расставлены будто бы согласно легко доступной взгляду хронологии. Но, приглядевшись, понимаешь, что это не хронология, а – «светология». Ибо лирический герой движется не согласно времени, а согласно своему внутреннему светоощущению. От невыносимо яркого и недостижимого детства, где даже опасные события (как в стихотворении «Мой ледосплав») воспринимаются через призму счастья познания окружающего мира, через то любимое, но уже не столь ослепляющее, что есть в сегодняшнем дне (а для Коровина это и непременный Крым, и игра с культурными героями) – по нисходящей – к трагедии человеческого бытия (воспоминаниям об ушедших близких и друзьях) если не в полную тьму, то в непроглядный сумрак, где каждый шаг к следующему стихотворению дается с огромным трудом. Даже попытка поместить в конец книги раздел с любовной лирикой не избавляет от послевкусия горечи.

Вплоть до того момента, как я перевернула первую страницу книги «Любить дракона», у меня было представление о поэте Андрее Коровине, по словам Бахыта Кенжеева, как о «поэте прежде всего жизнеутверждающем». А к моменту, когда я перевернула последнюю страницу, он неожиданно превратился в поэта, утрачивающего тот, жизнеутверждающий, внутренний свет.

Как будто раньше чувствовавший над собой лишь бездонный небосвод («потерянные Богом и собой/ мы верим только в сгусток голубой/ души своей томящейся по небу»), автор вдруг обнаружил у мира не просто дно, на которое предстоит падать, а бездонную бездну («хрупкое равновесие мира/ очень легко разрушить/ сейчас началось/ с этого поезда/ с Асиной смерти/ и дальше будет страшнее/ и снова пойдем по кругам ближнего ада/ и будем молить о смерти…»). Эти пророческие ожидания ближе к концу книги становятся катастрофическим символом нарушения равновесия сил в тонком мире, которое ощущает поэт.

Книга, безусловно, свидетельствует о кризисе мировоззрения автора. После нее он либо окончательно заглядится в бездну и полюбит ее, как полюбил (или сделал вид, что полюбил) своего Дракона, либо восстанет ради нового света. 

Возможно, кто-то скажет, что это нормальный этап авторского взросления/становления/катарсиса/кризиса среднего возраста (нужное подчеркнуть). И мне будет практически нечего ему возразить, кроме, пожалуй, того, что «революция любви», которую также предрекает Коровин в стихотворении «Я буду петь тихие песни (о любви)», творится лишь светом. И что так не хочется, чтобы однажды автор, подобно своему лирическому герою Ланцелоту, не вспомнил, из-за чего дрался с Драконом. Или любил его?..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
592
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1524
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1155

Другие новости