0
7494
Газета Поэзия Интернет-версия

14.08.2014 00:01:00

Метафора, увиденная воочию

Тэги: Поэзия, классика, авангард


Поэзия, классика, авангард

И снежные встают над морем облака. Такие белые, что даже голубые. Константин Крыжицкий. Балтийское море. 1897.  Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Тексты Георгия Аркадьевича Шенгели, автора непростого, столь же традиционного, сколь и авангардного, постепенно публикуются и републикуются. Недавно, в начале 2013-го, вышло собрание его 77 сонетов, теперь читательскому вниманию представлен том избранного – стихи и поэмы, более или менее полно демонстрирующие творческую эволюцию поэта – начиная от его ранних опытов, которые сам автор считал ученическими (а именно до книги «Раковина», 1918 год), и заканчивая поздними, если угодно, зрелыми произведениями.

При жизни Шенгели вышло довольно много поэтических книг – 17 (!), однако существенная часть написанного осталась лежать в ящике письменного стола. Несмотря на столь продуктивную работу, он долгое время воспринимался в первую очередь как критик-литературовед-филолог (скажем, автор книги «Маяковский во весь рост», 1927 год), затем – как классик поэтического перевода (Гейне, Гюго, Эредиа, Байрон и многих  других), и только уже потом – несколько факультативно – как поэт. Что, надо отметить, не совсем справедливо.

книга
Георгий Шенгели.
 Избранное / Сост., вступ. и прим.
В. Перельмутера.

– М.: Sam & Sam, 2013.
– 400 с.

Литературный путь Шенгели начинался со знакомства с футуристами, впоследствии общение с различными представителями русского авангарда продолжалось. Но, если мы посмотрим на стихи молодого и дерзкого автора, нам вряд ли бросится в глаза какая бы то ни было «футуристичность» – в них нет ни зауми, ни словотворчества, ни попытки эпатировать читателя/слушателя, ни ритмической ломки.

На фронте бред. В бригадах 

по сто сабель.

Мороз. Патронов мало. Фуража

И хлеба нет. 

Противник жмет. Дрожа,

О пополнениях взывает кабель.


Здесь тоже бред. 

О смертных рангах табель:

Сыпняк, брюшняк, возвратный.

Смрад и ржа.

Шалеют доктора и сторожа,

И мертвецы – 

за штабелями штабель.


А фельдшера – лишь выйдет – 

у ворот

Уже три дня бабенка 

стережет,

И на лице – решимость, 

тупость, мука:


«Да ты ж пойми! 

По-доброму прошу!

Ведь мужа моего отбила, сука!

Сыпнячную продай, 

товарищ, вшу!»

Все, вроде бы, вполне традиционно – твердая сонетная форма, пятистопный ямб и прочая атрибутика классического текста. Но именно так у Шенгели реализуется своя, внутренняя авангардность – через формальное самоограничение, через создание нарочито традиционного текста, который при этом способен говорить честно и – что куда важнее – способен оставаться убедительным. Причем выбор именно сонетной формы весьма характерен для многих русских и мировых авангардистов, достаточно вспомнить Ильязда или Раймона Кено. Шенгели уплотняет слова, сцепляет их, помимо прочего, на фонетическом уровне, тем самым добиваясь нужного эффекта: неоднородного звучания в рамках плавной и привычной силлаботоники.

Впрочем, поэт может действовать и иначе – не нарушая заданной ритмики, но при этом несколько искажая традиционное изображение, делая его наивным: «Закаты в августе! Плывут издалека/ Полей дыхания и ветерки тугие,/ И снежные встают над морем облака,/ Такие белые, что даже голубые».

Оттого иллюстрации Игоря Семеникова, помещенные рядом с некоторыми стихами, выглядят более чем уместно – авангардное мироощущение растворено в этих иллюстрациях так же, как в стихах Шенгели: сквозь герметичную абстракцию всегда едва проглядывает предмет или некая фигура, оттого изображение предметно и беспредметно одновременно. Кроме того, Семенников говорит метафорическим языком. То же – у Шенгели, в поздних стихах зачастую сложносочиненная метафора соседствует с прямыми рассуждениями:

В спину ладонью толкнуло 

громадной и слабой;

Под носом радуги в мокром 

асфальте играют;

Толстый портфель мой 

по слякоти шлепает жабой;

Рядом – безглавая женщина…

Так умирают.

«Безглавая женщина» – метафора смерти, увиденная воочию, – пишет в предисловии составитель. – Последняя в череде встреч с женщиной-жизнью, чей возраст убывает по мере наслоения его годов, а сумма прожитого обоими колеблется близ шестидесяти…»

Шенгели можно назвать авангардным классицистом: не теряя экспериментального запала, перехваченного в молодости от футуристов, от эгофутуриста Северянина, он последовательно выстраивал классицистическую модель поэзии. Когда авангард начал сливаться со временем, где-то даже становиться его синонимом, во всяком случае с точки зрения нашего персонажа, классический текст, наоборот, протестовал против разрушения, предлагая созидание взамен. То есть поэт учел открытия предшественников и ответил на них по-своему, вовсе не игнорируя эксперимент как таковой. В сущности, выбор традиционной формы посреди радикально перекраиваемого мира – тоже своего рода метафора. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1210
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1156
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1402
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1148

Другие новости