0
3837
Газета Поэзия Интернет-версия

21.05.2015 00:01:00

То хай-тек, То Средневековье

Тэги: поэзия, лирика, женщина, любовь


поэзия, лирика, женщина, любовь Не надо, киномеханик, рассказывать, что будет дальше, крути кино. Фото Екатерины Богдановой

Общее свойство любого текста говорить прежде всего об авторе и лишь потом о чем угодно особенно заметно на примере высшей формы человеческого высказывания – поэтической. Поэту не из чего делать стихи, кроме как из собственного «я», что чревато и определенными рисками. Нередко сталкиваешься с тем, что автора в стихах «слишком много». Это похоже на киносеанс, во время которого проектор вдруг гаснет, в окошко высовывается (даже прекрасное, допустим) лицо киномеханика, который делится впечатлениями от увиденного, вкратце пересказывает, что будет дальше, а также дает общую оценку. Не надо, крути кино.

Поэт просто вынужден немножко быть Богом, который, между прочим, не просто все сделал. Он еще и неплохо спрятался. Так, что верующий человек ощущает присутствие Создателя столь же ясно, как атеист Его не видит.

С этой точки зрения один из самых действенных способов не мешать читателю – отвлечь его. Картинкой, действием, историей. Так, Мария Ватутина – один из самых ярких представителей современной поэзии – началась для меня как автор со стихотворения «Документ»:

Начальнику кладбища В. 

от гражданки Л.

Заявление. Дорогой товарищ 

начальник!

Прошу переоформить на мое 

имя один надел

В колумбарии, где густой 

ольшаник…

книга
Мария Ватутина.
Небо в алмазах.
– Москва: Перо, 2015.
– 86 с.

Здесь хорошо видны все основные признаки поэтики Ватутиной, в том числе интуитивное стремление к образности, сюжету, передаче идей через повествование. Этот способ помимо занимательности хорош тем, что оставляет столь необходимое читателю пространство для сотворчества. К чему должна «подводить» история старушки, мечтающей о месте в колумбарии, собеседнику не сообщается, и он идет сам.

Новая книга Ватутиной «Небо в алмазах» почти целиком состоит из подобных историй, личных и не совсем. Они очень кинематографичны, образны, язык их пластичен, свободен и потому непредсказуемо изощрен:

Чу-чу, чу-чух, чу-чу, чу-чух. 

Едет бабка моя на юх,

Как говорят тут местные. 

Юг, провинция.

Бабке – лет девятнадцать. 

Худюща. В чем держится дух,

А в сорок первом была 

еще круглолицая.

Далее всего в шести строфах перед нами проходит весьма содержательная история о войне. И в этом рассказе не только вполне ожидаемый санитарный состав, который «словно челнок, сшивает мир, как поэзия без политики». Там еще – довольно неожиданная концовка, напрямую связанная с сегодняшним днем.

Иногда эти истории фантасмагоричны, но притом не менее достоверны. «Мама бегает по раю, носит сплетни и кричит/ на нее мужчина злая/ по виску себе стучит», – очень может быть.

И даже когда у Ватутиной сюжет, герои как бы отсутствуют, когда имеет место классический, обращенный к себе монолог, то широкий лексический диапазон, точный эмоционально-интонационный рисунок все равно превращает стихотворение в живую, видимую картинку: «Ну, что ты, моя хорошая, ну, что ты?/ Уедем от этих варваров на болоты./ Там, за болотами, белая гладь морская,/ Посадишь дерево – вырастает свая…».

Не говоря уже о тех «фильмах», которым нельзя не сопереживать просто потому, что ты сам в них участвуешь, хотя бы статистом:

Обустроишь мир вокруг

И не ждешь подвоха,

Открываешь дверь на стук,

А к тебе – эпоха.

Да какая! То хай-тек,

То Средневековье,

До свиданья, человек,

Книжное сословье.

Весьма показательно и то, что когда поэт говорит о Боге (в первом же стихотворении книги – «Шла я по свету мало-помалу, искала Бога…», а уже во втором – «…научила его не открывать неверные двери./ Научила считать прибыли, а не потери./ …научила его: люби истово пока телесный!/ А чему научил его ты – Отец небесный?»), то выступает Его собеседником, а не рекламным агентом.

В своих лучших стихах Ватутина показывает читателям кино. И я благодарен автору вдвойне: и за то, что он есть. И за то, что его присутствие не очевидно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
509
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
636
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
539
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
442

Другие новости