Сергей Голлербах. Мысли в стихах… – Нью-Йорк, 2017. – 102 с. Сергей Голлербах. Мысли в стихах… – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2017. – 104 с.
|
Сергей Львович Голлербах – заметная личность в мире культуры русского зарубежья. 1 ноября ему исполнилось 94 года. Он широко известен в Старом и Новом Свете как выдающийся художник и автор большого количества философских эссе. Фиксируя острым глазом и цепкой памятью замеченную им натуру, он находит для ее графического, живописного и словесного выражения запоминающийся, образный и слегка иронический язык. Сразу видно, что Сергей Львович получает удовольствие от своего ребяческого подглядывания за людьми, обнаруживая смешные черточки в них самих и особенно в их раскованном, затрапезном общении с другими живыми существами.
У Голлербаха за плечами бессчетное количество персональных выставок и немало книг, начав читать которые уже невозможно от них оторваться. Эти книги в разное время выходили в США, Франции и России. Я однажды писал на страницах «НГ-EL» об изданной у нас книге Сергея Львовича «Свет прямой и отраженный». На этот раз книжная новинка – сборник стихотворений художника, появившийся почти одновременно в Нью-Йорке и Воронеже (обложки у них идентичны, так что мы привели лишь одну. – «НГ-EL»). Он посвятил его памяти своего дяди Эриха Федоровича Голлербаха (1895– 1942), литератора, искусствоведа и библиофила.
Для поклонников таланта Сергея Львовича эта небольшая книжечка стала приятной неожиданностью. Ведь известно, что стихи обнажают сокровенные уголки человеческой души. Приведу собственное признание автора о своем стихотворчестве, напечатанное на последней странице обложки: «В молодости я стихов не писал. В зрелом возрасте и подавно. Но вот на старости лет – седина в бороду, а стих в ребро. Видно, какие-то способности к стихосложению во мне лежали подспудно и решили сейчас себя проявить. Этот маленький сборник я решил назвать «Мысли в стихах…», в нем собраны стихотворения, которые я написал с 2000 по 2017 год».
И везде лужи… Алексей Саврасов. После дождя. 1880-е. Таганрогский художественный музей |
Места издания первой поэтической книги Голлербаха объясняются просто. В Нью-Йорке он живет вот уже 68 лет, а в Воронеж попал из Ленинграда 12-летним юношей в 1935 году принудительно. После убийства Кирова его родители как лица дворянского происхождения там оказались в ходе чисток. Волей исторических обстоятельств некогда единое и дружное семейство Голлербахов было растащено в разные стороны. Однако и при неблагоприятных жизненных обстоятельствах оно сохранило и передало Сергею Львовичу основные генетические черты интеллигентного человека – думать своей головой, быть великодушным и сохранять моральные принципы во всех своих поступках. В сборнике есть стихотворения об отце и матери поэта. Они сильны своей простотой изложения: «Отец всю жизнь свою недосыпал,/ вставал с зарей,/ трудился до изнеможенья, а я, малыш, тогда не понимал, откуда у него усталые движения./ Теперь мне ясно, как ему жилось./ И грустно мне и так досадно, что никогда отцу не довелось/ прожить хоть день свободно и отрадно».
Стихотворения в сборнике составили шесть тематических разделов: «Разное», «О войне», «О любви», «О зверях», «О городах», «Личное». В каждом из них частичка прожитой жизни автора. Сергей Львович обладает хорошей памятью. Его стихотворения – это эмоции, замороженные мыслью. Перед нами восстают застывшие мгновения его жизни, в которой «судьба – это случай в квадрате,/ а мы – циркачи на канате,/ идем по нему осторожно/ между Возможно и Невозможно». Это жизнь, в которой «нет просвета до Конца Света». Пребывая в ней, плутаешь в хаотичном пространстве вместе с замороченными людьми, ищущими ключи от крепко запертых дверей, которых давно уже нет, натыкаешься на острые углы, разбиваешь лоб о стены непонимания тебя, твоих желаний и действий. Вот она, неприглядная и удручающая картина бытия. Вокруг от века бесконечное разрушение и распад. Однако надежда, как говорят, умирает последней: «Рушатся здания, гибнут культуры,/ и все же в трещинках каменных плит травки листок тянется к солнцу,/ на нем букашка ползет, простейшая Жизнь,/ вне законов морали, Зла и Добра». И все-таки «русскость», то есть русская душа, сохранившаяся в Голлербахе при всех перипетиях его нелегкой судьбы, могуча и несокрушима. Приведу одно из лучших стихотворений сборника. В нем нет ни капли фальши, нет даже намека на литературную игру: «Летние ливни,/ осенние стужи./ И везде лужи,/ русские лужи.// В них вязли/ немецкие танки,/ зимою на них/ скользили санки.// Лужи – часть / русской природы/ и наша участь…/ Идут годы,/ а они всё те же,/ где чаще, где реже./ Как слёзы/ на щеках русской бабы».
Поэзия Голлербаха философична, но не рассудочна. Она своего рода путеводитель по жизни для человека, которому эта жизнь, что бы с ним ни случилось, всегда в радость.