Екатерина Деришева. точка отсчета. – М.: ЛитГОСТ, 2018. – 62 с.
|
«точка отсчета» (именно так – с маленькой буквы) – вторая книга харьковского поэта Екатерины Деришевой. Первая называлась «Сплав», и это действительно был микс самых разнообразных техник. От языковых игр («Светлица./ Свет лица… Бес – смысл лица?/ – Бессмыслица!») через верлибр («Когда я была мукой,/ ты ежедневно просеивал/ меня/ через сито,/ и я становилась белее и чище») к вполне традиционной силлаботонике («Безымянная» на рабочем столе/ Господа. Расширение – GIF. Дату – не помню./ За спиною – пара десятков лет,/ а я, радуясь светлому дню, жду преисподню…»).
Главным стилистическим приемом книги, судя по всему, была грамматическая метафора, так называемое слово в слове, характерное как для детских стихов («На балконе дружно жили/ Мак, нарцисс./ Они дружили»), так и для взрослой комбинаторики в виде метаметаграммы. Создание текста в «Сплаве», призову на помощь лингвистические штудии филолога Ольги Аксёновой, ассоциировалось с игрой и интерпретировалось как игра, скрывая в тропах все ту же игру слов.
Обращение к генезису художественности Екатерины Деришевой важно для понимания особенностей рецензируемого сборника. Название книги, с одной стороны, говорит о новом этапе поэтического пути, а с другой – о принципиальном отказе от прежних приемов.
Метаморфозы происходят и на сюжетном, и на концептуальном уровнях. От субъектно-ориентированных текстов («указатели мертвых имен»), когда «я», чаще всего выраженное через «ты», еще не отделено от «я» автора через мучительное отстранение и от «я», и от «ты», когда автор уходит за шторку текста («в хитиновой тишине») до принципиального отказа от соприсутствия в тексте, когда субъект растворяется в концептуальном пространственно-временном континууме («3D»).
Бес – смысл лица? Пауль Клее. Маска с маленьким флажком. 1925. Баварское государственное собрание картин, Мюнхен |
То есть в каждом разделе обнаруживается последовательный отказ от реализованного ранее способа «коммуникации». Покажем это на примерах.
рекой впадать в тебя
в море
вещи оставив на берегу
(«Хроники мертвых имен»)
рубашка объятий тень моей
наготы
ничего не боюсь в радиусе тебя
тела голоса взгляда
(«Кожа»)
ландшафт времени создает
пространство
выращивает каменные
цветы
поливая ручьями кирпичей
и булыжников
камни давно между
нами живут
(«В хитиновой тишине»)
гинзбурги в космосе
собирали двоичные коды
<…>
ждали автобус
<…>
проваливаясь гинзбург сказал
пора обновлять парк
(«3D»)
Если попытаться передать сквозной сюжет сборника, то это путь от личности к обезличиванию, когда чем дальше, тем реже в тексте присутствует «я», а вместо него и перманентно присутствующего адресата появляется некто, практически не связанный с автором и живущий в создаваемом им самим мире.
комментарии(0)