Конечно, это не форель, но на чешуе этой жестяной рыбы можно прочитать многое. Фото Андрея Щербака-Жукова
Книга – объект значительно более высокой сложности, чем россыпь стихотворений. Поэтическая книга – композиционный ряд, который выстраивается поэтом на основе его внутренних приоритетов и того тайного знания о своих стихах, которое есть только его достояние. В постановке стихотворения там или здесь может сыграть роль даже его размер, зрительная масса. Крайне важно, чтобы стихи были собраны в книгу.
В книге предстает поэт деликатный, негромкий, несуетливый, верный своей стезе и относящийся к поэзии, как к вере, – проникаясь ею глубоко, сокровенно, потаенно. Стихи Натальи Аришиной ненавязчиво учат. Автор не позволяет себе усомниться в знаниях читателя и не дает комментариев. Почетно, приятно, но требует от читателя серьезного интеллектуального труда.
Надежду оставляла на потом,
жила, с погодой споря.
Ровесница плывет
за Флегетон,
а я сижу у моря.
Легко прошли высокие валы.
Всему готова смена.
Волна уже задела край скалы.
В ногах мальки и пена.
Стихотворением «Край скалы» открывается книга. Ступенчатый рисунок строк намеренно рисует крутизну и уступчатость скалы. Взгляд непринужденно переходит от выпуклого морского горизонта к серебристому мальку, играющему у босой ступни. Все планы картины использованы соразмерно, изображение обострено, впечатление поймано в сеть пространственного восприятия.
…Как темная вода –
утробная тоска
вздымается в пылу
перерожденья.
Заблудшая душа белей,
чем облака,
не научилась жить,
не хочет утешенья.
Уникальная особенность автора – дар соединять противоположные масштабы видения. На их изысканном столкновении строится композиция почти всякой темы, очерчивается образ. Взгляд охватывает просторы морей и материков, легко улавливая их упругие внутренние стержни, основы их существа, а потом без усилий перемещается и сосредотачивается на стежках шитья или каплях дождя, хлебных крошках в ладони, открывая в них не меньшую содержательность. Только истинный художник способен насладиться деталью, ощутить ее форму, фактуру, оценить ее значение для общего плана, увидеть, на каком этапе удаления деталь исчезает и утрачивает значение для целого. Несмотря на то что стихотворения, как правило, недлинные, в них размещается простор жизни, неба, моря. Но в первую очередь всегда и везде – море.
…Свет маяка освещает
округу неровно.
Звезды над молом мерцают
в четыре свечи.
Эти любовники все еще
бродят бездомно
вместе с гитарой,
терзающей душу в ночи.
Наталья Аришина. Форель для милого. Новая книга стихов 2014–2017. – М.: Кругъ, 2018. – 112 с. |
Здесь попомнишь, что можно
смотреть свысока,
все проливы видеть как
на ладони,
у корыта, разбитого
наверняка,
угадать спасение от погони
за разгульным временем…
Размышления над стихами своими других поэтов оборачиваются вниманием к атрибутам искусства, к отношениям с листом бумаги, блокнотом, тетрадью, карандашом, лампой или лучом, падающим на лист.
...Можжевеловый куст
задохнулся в распадке,
дозревает кизил вдалеке
от жилья.
На размокших страницах
последней тетрадки
неразборчива лучшая
строчка моя.
В стихах Натальи Аришиной всё обретает точность, законченность и, что крайне важно, всё очерчено чувством меры. Слова несут в себе восхищение, радость, покой, грусть, горе, благодарность, понимание – множество оттенков чувств разной силы, но всегда вызываемых по законам искусства и в границах искусства. Безмерно и ничем не ограничено только пространство.
комментарии(0)