Светлана Хромова. Непоправимый рай– М.: Воймега, 2018. - 84 c. |
Для некоторых поэтов жизнь и поэзия – это одно (Мария Маркова), у других жизнь и поэзия конфликтуют (Любовь Колесник), а порой поэзия – небольшая ниша в душе, не мешающая обычной жизни и профессионализации в любой сфере, – но ниша, без которой обычная жизнь невозможна. Так, на мой взгляд, у Светланы Хромовой. Ее «Непоправимый рай» кто‑то сможет и покритиковать за то, что книжка отмечена легким оттенком недоработанности, но, возможно, кто‑то и возразит, что в данном случае благодаря присутствию подлинного поэтического чувства это стилевой прием, сохраняющий иллюзию первичности лирического признания.
Есть и еще одна черта, свойственная именно Светлане Хромовой и оттеняющая ее индивидуальность – камерность ее поэзии как бы следствие взгляда на мир через фотокамеру, прошу прощения за невольный каламбур, но именно так: в стихах Светланы Хромовой уловлены визуально и запечатлены мгновения. Не случайны такие ее признания: «Зимы панорама/ Фотокарточкой тусклой легла». А если глазок объектива обращен на себя, в стихах возникают отражения эмоций с их тонкой нюансировкой. Светлана Хромова умеет замирать, чтобы, отодвинув от себя шумы и гул, услышать, как «время стучит по стеклу». Остановленный миг приобретает внезапно глубину светового колодца, создавая эффект из сплетения ощущений и рефлексии: «Если смотреть на свет очень долго,/ Узнаешь, что зрения нет Это только кажется – время есть,/ А на самом деле нет ничего иного». Зрение дает толчок к тонкому психологическому рисунку: «И женщина прячет ладони/ В карманах мужского пальто». Здесь, как за перчаткой Ахматовой (помните: «Я на правую руку надела/ Перчатку с левой руки»?), – целый роман. Он продолжается в стихах:
Возле церкви, в синих фонарях
Тень моя казалась мне темней.
Снег качался на пустых
ветвях,
Ты под руку с тенью шел моей.
Иногда в историю двоих вплетаются романтические ноты из советских стихов раннего периода: «Плыви, наш бумажный кораблик, плыви» или «И бежит по ладони твоей и моей напрямик/ Наша долгая нить, наша нежность и наша отвага». И даже слышны отзвуки советских шлягеров, иногда повторяемых и сейчас:
От любви до смерти
Мостик небольшой.
Не пойдем до края,
Ненаглядный мой.
Но чувство в стихах Светланы Хромовой нечасто выражает себя столь определенно – с помощью эпитета или конкретных деталей, – чаще оно скрывается за кадром, который, поймав миг живой природы, обращает его в метафору переживания:
В зеркале солнце,
в озере деревцо,
Сыпятся листья, в туман
уезжает поезд,
И ничего не стоит остаться,
но –
Это теперь совсем ничего
не стоит.
Москва тянула нас за рукава. Константин Коровин. Москворецкий мост. 1914. Государственный исторический музей |
Надо отметить, что стихи «Непоправимого рая» становятся все лучше ко второй половине книги, утрачивая черты ученичества: чуть у Бродского, чуть у Пастернака, чуть у других поэтов, неявное влияние которых угадывается в полутенях за кадром. В книге Светланы Хромовой интересны даже недостатки и недочеты – как отражение общих тенденций современной поэзии, мечущейся между престижной публикацией в малотиражном журнале, требующем высокого профессионализма (иногда редуцирующего поэзию), и публикацией на каком‑нибудь посещаемом сайте, не требующем вовсе ни профессионализма, ни поэзии. К чести Светланы Хромовой, отмечу: ее стихи много глубже сиюминутных стихотворных сетевых сообщений. Она – человек книги, живущий в контексте русской поэзии с детства, озаренного, по ее признанию, надеждой: «Вдруг Дантес на дуэли Пушкина не убьет...»
Отмечу еще один ракурс ее поэтического восприятия: городской, московский. Москва в книге – живая, она активно и сострадательно участвует в жизни лирической героини и героя: «Мы заходили в старые дворы –/ Москва тянула нас за рукава»; Москва «нестрого глядит», прячет, поет «колыбельные, как мать». Она наделена именно материнским началом: «Упадешь, как в детстве, на колени –/ Пожалей меня, моя Москва!» Городской меняющийся пейзаж – не просто фон для лирических переживаний, он сам – еще один самостоятельный сюжет книги. Загородный, подмосковно‑дачный, тоже мелькает, фотографически и лирически точный, простой, как бы лишенный необходимости в дополнительном усилении изобразительности с помощью тропов, но – выразительный:
Мальва выросла,
переплетясь с крапивой,
Сухие коробочки, легкие семена.
А за забором качаются
ветки сливы,
И синеют упавшие ягоды
у куста.
Без стремления к эффекту Светлана Хромова подходит и к рифме: ей важны нюансы чувств, впечатлений, одухотворение предметов, пейзажа, и рифма как бы появляется в стихах сама, и частая ее привычность (даже иногда относительность) здесь уместна, потому что не оттягивает внимания от главного – от лирической ниши, где прячется сама душа, иногда оттуда доверительно, почти шепотом, исповедующаяся случайному прохожему:
Все, что случится, –
не отменить уже.
Камышовые кошки водятся
в камыше,
Васильковые мыши селятся
в васильках,
Слезы мои тонут в твоих
слезах.
И прохожий – расслышит.
И прохожий точно расслышит.
комментарии(0)