0
2092
Газета Поэзия Интернет-версия

16.12.2020 20:30:00

Год дракона

Почему поэзия стремилась – и пришла – к конкретизму

Тэги: поэзия, футуризм, авангард, заумь, крученых


47-13-1480.jpg
Света Литвак – никак не «заумница». Если уж
на то пошло, она – «заумник».  Фото из архива
Светы Литвак
«Ряв!» – 1913, «Взорваль» – 1913, «Зор» – 1914, «Агынстр» – 19… Стоп. Не 19..., а 2020. Это книга Светы Литвак, вышедшая в ковидном году, который, видимо, войдет в историю как один из самых черных, мрачных и проклинаемых. Но вот и поэтические книжки, оказывается, издавались, когда все сидели по домам и, как фронтовых сводок, ждали ежедневную статистику коронавирусной заболеваемости и смертности, надеясь (тщетно – это, кстати, последнее слово книги) на обнадеживающие изменения.

Ее избранное 2007 года (очень репрезентативное) называлось в концептуалистском духе – «Книга называется». Эта – в футуристическом, и акцент в ней действительно, как указано в аннотации, на «заумно-звучально-комбинаторной» и «визуально-графической» поэзии. Наверное, главный современный «академик зауми», бывший тамбовский, а ныне среднегерманский поэт Сергей Бирюков в предисловии упоминает, что Крученых всех знакомых поэтесс и художниц обращал в «заумниц». Но Света Литвак – никак не «заумница». «Спортсменка, комсомолка» – это не про нее. Если уж на то пошло, она – «заумник». И, если угодно, феминист: женское естество она воспринимает онтологически и даже отчасти язычески.

«Книга называется» была избранным еще из ХХ века. «Агынстр» ведь тоже как книга не писался, и это, по сути, избранное (Бирюков говорит: антология) – начала XXI века, в основном последнего десятилетия с его вековыми юбилеями: Первой мировой, Великой Октябрьской да и всех вышеперечисленных (и неперечисленных) футуристических шедевров. Будетляне, вот оно будущее. Ох, не веселое. И с еще более печальными перспективами.

«Агынстр» при всей его сонорности – это, конечно, никакой не «Ряв!»: на председателя земного шара Света Литвак не претендует. Если тут и «взорваль», то узконаправленный, может быть, подземный, подчеркнуто внутренний. Не расширяющаяся вселенная футуристов, а центростремительная сила, центробежное ускорение вплоть до окукливания как защитная реакция на тотальную хаотизацию окружающей реальности, на внешний распад. Прорыв к глубинному ядру, обнаженной безоболочной сущности – похоже, единственно живой и цельной в мертвеющем и рассыпающемся на фальшивые симулякры мире. «Агынстр» – это из лексикона дракона (изображенного автором на обложке книги), слово-приговор или предупреждение, диагноз реальности, катастрофическое (взрывное) фазовое состояние ее вещества. В книге вообще много слов из этого лексикона. Но это внутренний дракон, глубоко личный, не он правит миром и разрушает его. Нет, не тараканы в голове (хотя у кого их нет), но все же скорее в голове, чем снаружи, точнее, во сне, в глубоком сне, который как раз и прикасается таинственно к безоболочной сущности собственного внутреннего взрывного устройства, которое рано или поздно сделает свое дело.

Разумеется, эта сущность столь же отчужденная и герметичная, но другой у нас нет и быть не может:

изнанку вывернуть

на свалку букварем

по нитяной основе снует

прицепной болван

и вряд ли бы он отважился

на столь грандиозный план

ворочаем комически

живописную иглу

иллюзии и наигры гор

и дыр усугублю в углу

47-13-11250.jpg
Света Литвак. Агынстр:
Стихотворения. – М.:
Вест-Консалтинг, 2020. –150 с.
Да, ситуация трагически-комическая (хотя разве когда-то было иначе?), и тому, что мы – прицепные болваны в челночном устройстве бесчеловечной машины бытия, в последнее время все больше очевидных свидетельств. Но таково, видимо, наше предназначение: шить (некстати вспоминается строчка из сентиментальной бардовской песенки – бывают странные сближенья), держать прямую строчку, в том числе поэтическую, выворачивать букварь наизнанку – пусть на свалку, главное, идти по основе. И, может быть, получится ткань бытия.

Вот лично у Светы Литвак, усугубляющей «иллюзии и наигры гор и дыр в углу», получается – еще как получается. И бытие, к слову, оказывается не столь уж бесчеловечное:

ничего пускай потерпи воспоец

что бог послал то и наше

Собственный поэтический метод она, в частности, характеризует так:

если уж хочешь втемяшить

что-то кому-то

вроде абстрактной репризы

в конце комедии

выложи как последнюю

улику и валюту

буквари да словари

да энциклопедии

Это как раз она, «заумно-звучально-комбинаторная» поэзия: «вывернуть наизнанку букварь», выложить «как последнюю улику буквари». Но «энциклопедии» – уже другое, это концептуализм, конкретизм, чего тоже у Литвак в избытке. Яркий пример, да еще и с критической рецепцией Николая Байтова, «Сравнила я природу и стихи…». И ведь Байтов прав, отмечая, что «в уникально лаконичной форме, почти без слов, стихотворение пытается осмыслить очень сложный процесс, пытается понять и показать, почему поэзия стремилась – и пришла – к конкретизму».

Ну и, конечно, живопись, изобразительность – визуальная поэзия. Недаром мы «комически ворочаем» именно «живописную иглу». Все это в книге Светы Литвак соединяется (или чередуется) очень органически, естественно, давая неизменно яркий, эффектный результат.

Год дракона, конечно, закончится: «Всякому безумию, чей сценарий вымышлен, должен быть положен разумный предел». Но драконы никуда не денутся – ни внешние, ни внутренние. Есть «грандиозный план», нет его – не нам судить. Наше дело – «ворочать иглу», и, если выходят такие книги, как «Агынстр», значит, еще не все потеряно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 Выставка  "Авангард. Продолжение следует…"

Выставка "Авангард. Продолжение следует…"

0
1165
Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
2650
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
408
Там Гамлета играл ефрейтор Дядин

Там Гамлета играл ефрейтор Дядин

Александр Балтин

Твардовский, Винокуров, Ваншенкин и другие поэты, прошедшие войну

0
1048

Другие новости