Поэзия раннего Самойлова была вольной и своеобычной. Фото 1940-х гг. с сайта www.davidsamoilov.ru |
Из довоенных стихов Самойлова – тогда еще студента ИФЛИ Дезика Кауфмана – сохранилось несколько завершенных, одно – «Софья Палеолог» – вошло в сборник 1958 года «Ближние страны». Достаточно высоко оценивая свое юношеское творчество (в конце 1945-го Самойлов записал в дневнике: «Если бы я умер двадцати лет, сказали бы, что из меня мог получиться гениальный поэт. Стоит ли жить до шестидесяти, чтобы доказать обратное»), произведения 1930–1940-х годов поэт считал незрелыми и «утаивал» их, опубликовав очень немногое. Что-то из того периода увидело свет только после смерти автора, что-то вообще не печаталось. Однако по его ранним стихам можно судить о творческой эволюции, и такую возможность предоставляет данное издание (включающее также дневниковые записи о поэзии и поэтах). Вот, например, «Окраина» 1937 года:
Ветер угловат, груб, как палач,
Треплет мокрые оранжевые
полотна.
Как зубы скрежещет жестяной
калач,
К вывеске прибитый неплотно.
Это на окраине, где из сада
Клены роняют красные ладони
И ветер срывает старую
досаду
На боли тополей
и галочьем стоне;
Давид Самойлов. Ранний Самойлов: Дневниковые записи и стихи: 1934 – начало 1950-х.– М.: Время, 2020. – 272 с. (Диалог). |
где неуютно
Кричит бездомный
локомотив,
Где в маленьких домиках
ставни поют на
Старый, старый мотив;
Где хриплые женщины
с голыми глазами
Стоят на перекрестках,
как тонкие поганки,
Где дождь подробен,
как предсказанье
Пятнадцатикопеечной
цыганки. .
«Но действительно ли «плохи» ранние сочинения Самойлова?» – спрашивает в предисловии к книге сын поэта, прозаик, переводчик, издатель Александр Давыдов, отвечая на свой вопрос так: «Конечно, произведения неровные, во многих заметны свойственные ученичеству пробы и ошибки, но ведь немало и блестящих, с мощным, свежим дыханием, за которыми, к примеру, критик Сергей Чупринин признал «титаническую силу». Возможно, в своих ранних стихах Самойлов еще не освободился от внешних влияний, но по своему чувству, поэтическому дыханию они не менее вольны и своеобычны, чем написанные «как сам умеет». В последующих сочинениях все больше чувствовался «зрелый Самойлов», который пришелся «впору» своему времени. Любовь к его творчеству широкого круга российской интеллигенции и радовала Самойлова, но, судя по дневниковым записям, и тяготила отчасти как нечто обязывающее. Не вдаваясь в филологические тонкости, задамся вопросом: не потому ли ранние стихи Самойлова были отвергнуты своей эпохой, что ее опередили, поскольку еще не сформировался их читатель? А поэт так или иначе подвержен общему мнению».
Издание вышло в финал национального конкурса «Книга года»-2020 в номинации «Поэзия года».
комментарии(0)