2
2669
Газета Поэзия Интернет-версия

23.06.2021 20:30:00

После войны прекрасно пишется

Человек под деревом думает о времени

Тэги: поэзия, верлибры, чарльз буковски, северный кавказ, война, эсхил, стендаль, ремарк, путин, бог, деревья, осень


23-13-12250.jpg
Игорь Терехов. Композиции.
Стихи и удетероны.– СПб.:
Реноме, 2020. – 68 с.
Движение в литературе идет обычно от поэзии в молодости – к прозе в зрелости. «Года к суровой прозе клонят» – классика. Но бывают и исключения, когда литератор в молодости пишет прозу, а в зрелые годы переходит к поэзии. Писатель Игорь Терехов иллюстрирует своим творчеством как раз второй случай.

Как поэт он продолжает в сборнике «Композиции» свое поэтическое путешествие по современности, начатое в первом – «Деревья не лазят по людям…». Время не остановить, но, обращенное в слова, оно обретает зримые формы в виде рассказов, повестей, романов, мемуаров и дневников. Игорь Терехов, повторимся, второй раз в жизни выбрал стихи. В основном верлибры. Несколько силлабо-тонических вещей, причем вещей хороших, – это своего рода защита от возможного обвинения, что писать «настоящие» стихи он, наверное, и не умеет. Умеет. А форма свободного стиха дает нашему автору возможность выразить свои чувства и мысли четко и кратко.

Правда, иногда верлибры Терехова кажутся слегка растянутыми, повествовательными и начинают вроде бы отдавать прозой. Но у автора есть подстраховка от подобных упреков – подзаголовок «удетероны». Согласно Владимиру Буричу, отечественному теоретику и практику свободного стиха, это нечто, в котором есть черты и стиха, и прозы одновременно. Ну и, например, верлибры того же Чарлза Буковски в духе short-short-story, длинные, как новогодние гирлянды, и лишенные метафоричности, считаются тем не менее стихами.

Есть в «Композициях» и относительная привязка к местности, или, как сейчас говорят, локация. Упоминаемые иногда фамилии, офицерские звания и наградное оружие дают точную наводку – Северный Кавказ. Это если даже не знать, что Терехов живет в Нальчике.

Итак, внешний контур обозначен. А что внутри? Какой предстает наша современность у поэта? Прямо скажем – разнообразной. Богоискательской: «Бог – это наше представление о мироздании» или «Он всегда думал, что ему будет знак./ Он успеет проститься с друзьями,/ сказать финальную фразу/ и эффектно уйти в вечность./ Но все произошло как-то неожиданно,/ после полудня, на пригородном вокзале./ Он даже плюнуть не успел!/ Говорил же нам Матфей, что каждому/ воздастся по делам его».

…Политизированной: «После войны прекрасно пишется,/ Восторг и светлые воспоминания/ вызывают самые простые вещи./ Это хорошо знали Эсхилл, Стендаль, Ремарк,/ Наш поручик артиллерии Толстой/ И представители лейтенантской прозы./ А когда нет войны, интеллигенция томится,/ Склочничает и пишет доносы на коллег,/ Прибившихся к золотой кормушке,/ Или просто люто ненавидит власть./ Вот и Путин нам уже неугоден:/ Подавитель свобод,/ Плешивый щеголь,/ Враг труда./ Почти два десятилетия у власти,/ А в стране нет ни войны, ни голода./ Писать совершенно не о чем!»

…Какой-то осенней: «…Каждое утро пересчитывать градусы за окном,/ словно мелочь в дырявом кармане./ Не попадать с одежкой в перемены настроения погоды…»

…И все еще наполненной тем не менее ароматом любви: «Они встречались в мастерской художника./ незаконченным полотнам на стенах казалось,/ что на диване обнимаются двое натурщиков./ Она уходила первой, как нашкодившая школьница./ А он еще долго умывался над рукомойником./ Она же несла аромат их любви любопытной улице./ Дарила душному городу запах прибоя и водорослей».

Даже не зная возраста автора, понимаешь, что человек многое пережил, многое повидал. Контекст чувствуется. В книге мало «изячных» поэтизмов, в этом плане автор идет за реальностью нашей жизнью, которая все умножает и умножает печали… Книга, запечатлев миг современности, как бы замерла: «Что же будет с Родиной и с нами?..» Вопрос… И то правда – что нас всех ждет? Одно только ясно: совершив свой оборот в жизни, все равно мы, люди, придем опять к природе и вернемся в природу.

Отношения с ней – это особая тема в сборнике. Автор в этом сборнике чаще всего привечает деревья, поет им трагические гимны: «…Люди лазят по деревьям./ Деревья никогда не лазят по людям/…Люди убивают деревья./ Деревья никогда не убивают людей…» Или: «Голые, с обрезанными ветвями деревья – твой личный Аушвиц, в котором ты оказываешься каждую зиму…»

В середине XVII века японский поэт Иссё заметил: «Видели всё на свете/ Мои глаза – и вернулись/ К вам, белые хризантемы».

И в XXI веке Игорь Терехов вторит ему: «Майский сад –/ Осколок небесного Рая./ Вспомнишь его, умирая». Частью «майского сада» остаются после литератора его произведения. Хотя завершает автор свою книгу строками без иллюзий: «Стихи –/ твоя кардиограмма, записанная с помощью/ анбажементов, цезуры и рифм./ Читатели, как врачи, просматривают ее,/ И порой выносят неутешительный приговор».

Псковская область


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3625
Президент России Владимир Путин поздравил Константина Ремчукова с 70-летием

Президент России Владимир Путин поздравил Константина Ремчукова с 70-летием

0
3780
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
1106
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
3141

Другие новости