0
1613
Газета Поэзия Интернет-версия

29.12.2021 19:35:00

Поэзия года. Если бы не танцующая сигарета

Об умении жить здесь и сейчас и духе кочевника

Тэги: мотоциклы, дервиши, кочевники, парадокс, путешествия, история, критика, социальные сети, каспий, заповедь, господь


мотоциклы, дервиши, кочевники, парадокс, путешествия, история, критика, социальные сети, каспий, заповедь, господь Через страсть к дороге герои пытаются найти себя. Кадр из фильма «Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо». 1991

Одно из важнейших качеств поэта – готовность к парадоксам. Не натужное стремление эпатировать, а способность отдаться стихии и движению ведущего текста. А текст выводит иногда в очень странные места. (При этом часто возникает ощущение, что все уже есть, все уже записано где-то в ноосфере.) Просто нужно уметь слушать и раскрепощать творческое эго. Андрей Полонский – поэт, прозаик, переводчик, историк, путешественник, сооснователь Общества вольных кастоправов – обладает этим качеством и управляет им, как немногие.

«Каждый человек живет внутри черепной коробки,/ пусть повадки его легки и движения ловки» – так, к примеру, начинается стихотворение. Далее поэт проводит слушателя через цепочку нанизываемых размышлений, что выход возможен только через «плоть, входящую в плоть» и что Господь придумал «ввести суровый запрет,/ чтобы сами понимали, что преступление, а что нет». Ход мыслей, казалось бы, логичный, но это лишь затравка, а парадокс и провокация затаились во второй части, являющей собой моментальный набросок некоей Даши в неброском прикиде, голосующей на перекрестке: «Казалось бы, никакой опасности для заповеди и завета,/ если бы не танцующая сигарета». Именно эта неожиданная и как бы закругленная концовка дает ощутить относительность восприятия разных «черепных коробок». Внутри одного текста – и логика, и иронизирующая над ней иррациональность.

49-13-14250.jpg
Андрей Полонский. Коробка
 передач / предисл.
Д. Давыдова.– М.: Русский
Гулливер / Центр современной
литературы, 2021. – 144 с.
В маленькой скромной аннотации к книге от имени автора привлекают два предложения: «Любимое место – здесь. Любимое время – сейчас». Это второе ценное качество Андрея Полонского. Уметь жить в настоящем, существовать не в плоскости листа, а со смаком творить свое жизнетворчество. Об этом точно и исчерпывающе написал поэт, критик Данила Давыдов в своем предисловии к книге «Дух номада» (номад – кочевник). Узнаваемость поэтики Полонского, по мнению критика, обусловлена не только голосом, но и жестом, тут подразумевается «существование «тела поэта», своего рода антропологической целостности высказывания с жизнетворческими практиками».

Этот открывающий просторы путь (не только в географическом смысле, но и в понимании дао) отражен в книге Максима Привезенцева и Андрея Полонского «Дервиши на мотоциклах. Каспийские кочевники» (рецензии см. в «НГ-EL» от 26.07.18). Герои через страсть к дороге, открыванию новых пространств пытаются найти себя и ощутить роль человека в могущественном потоке истории. И в стихах — то же самое. Какую бы поэтическую форму в книге «Коробка передач» (кстати, отличное, играющее смыслами название, заставляющее вспомнить и механизм автомобиля, и «передачу» автора читателю, и ту же черепную коробку) автор ни выбирал – будь то регулярный стих, верлибры, смешанные конструкции, – он явно либо подспудно говорит о поиске «я». «Я всегда даю разрешение использовать личные данные Дело в том, что личные данные, разве что кроме отпечатка большого пальца в загранпаспорте,/ Только всего ярлычки на витрине. Меня там нет», – это начало. И, пожалуй, тут уже ожидаемый в контексте мировоззрения автора финал: «Кони, отвязавшиеся от имени, скачут по степи». Книга разбита на главы, но в целом это больше похоже на дневник, откровенный разговор с самим собой, в который время от времени вступают друзья, писатели, политики, философы. Внешняя география перетекает во внутреннюю, где поднимаются важнейшие вопросы – любви, прошлого и будущего, воли и сознания, смерти оболочки и бессмертия души. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
101
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
213
О тревожности и ее политическом потенциале

О тревожности и ее политическом потенциале

Соцопросы перестают быть полезным аналитическим инструментом

0
993
Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Владимир Скосырев

Около 800 статуй генералиссимуса Чан Кайши будут снесены

0
1263

Другие новости