Владислав Колчигин. Свобода неволи: Стихи этого века. – Киев: ФОП Ретiвов Тетяна, 2021. – 144 с. |
Я Колчигина знаю лет, наверное, тридцать, с начала 90-х. В аннотации написано просто: «Почти вся жизнь Владислва Колчигина связана с Харьковщиной: родился в 1966 году в Изюме, жил в Харькове, в 2004 году перебрался под Красноград». Сейчас читать подобное страшновато. Где он, о боже мой, что с ним? Сведения, конечно, кое-какие поступают, интернет никуда не делся, но все равно тревожно. В стихах нет трагических предчувствий, каких-то предсказаний. Стихи и так печальны, в них и так хватает отчаяния и беспокойства.
Хотя все в его жизни вроде бы более или менее просто, так что продолжу цитировать аннотацию: «Недолгая учеба на филфаке ХГУ и в Литературном институте, случайные работы. Участник творческого объединения «Алконостъ» (Москва), составитель и редактор альманаха «Ариергад» (2005). Публикации немногочисленны и тоже случайны, за исключением харьковского журнала «@оюз писателей». «Свобода неволи» – первая книга автора».
Да, 1966 года рождения, да, первая книга.
И да, здесь стихи только текущего века. Никаких 90-х. Хотя он тогда, разумеется, писал, и писал активно. Но книжка вообще собрана очень цельно, осознанно. Перед нами не избранное, не стихи последних лет, нет, здесь, серьезно и вдумчиво составленный сборник. Одно произведение, роман в стихотворениях, полотно, картина в стихах.
Поэтический мир Влада причудлив и извилист, даже форма усложнена: «В книге сохраняется авторское правописание: используются только буквы русского алфавита; дефисы, точки и другие знаки препинания недопустимы; «не» с глаголами чаще всего пишется слитно». А еще у Колчигина нередко бывают два названия у одного стихотворения – в начале и конце. И сразу несколько эпиграфов, до четырех. Встречаются эпиграфы, где два автора, а не один. Вот, скажем, из Пушкина и Жуковского сразу: «Смысла я в тебе ищу / Темный твой язык учу».
Тут даже не постмодернизм, говорю же: поэтический мир Влада причудлив и извилист, форма усложнена.
я бы мог покончить с собой
не хуже
фета но куда мне до самурая
и беда не в том что не то
оружие
а невышел рожей из хаты
с края
Когда хвалят современную прозу, часто говорят: читать можно с любого места. Книги стихов всегда можно читать с любого места, и книгу «Свобода неволи» тоже, но лучше все-таки от начала и до конца. С остановками. С остановками там, где что-то особенно понравилось:
подумай с глаз домой
до смеха и ночлега
где летом и зимой
постель белее снега
Есть у Колчигина вещи завораживающие, есть интересные своей игрой, есть мощные и свирепые, а есть, где все сразу:
спускаешься по соборной
впадаешь то в раж то в шок
внимательно смотришь
порно в
толпе из щепок и щёк
пока вращается жёрнов
и сыплется порошок
вот центр вот и ленин в сером
серийный как маниак
когда то был пионером
но с площади ни на шаг
и служит благим примером
всем дамам и кавалерам
вступающим в каждый брак
Изящество рифмы (порно в – жернов) становится очевидным не сразу, приходится вернуться, перечитать, что особенно хорошо, что вдвойне радует. Здесь примерно та же история:
за предстоящей рюмочной
зеленый осьминог
он весел но угрюм речной
берестяной порог
Глубина рифмы и смысла постигается не сразу, угрюм речной – ведь он же не просто рифма, он еще и Угрюм-река.
Поэты живут вне времени и пространства. По ту сторону политики и геополитики, но они, политика и геополитика, увы, сами вторгаются в жизнь поэтов.
допустим родина любима
от краснограда до изюма
почем фунт лишнего изюма
узнай у иерусалима
Поэтические сборники выходили и выходят во время войн и революций, а что делать? Люди женятся и рожают – что бы там вокруг ни творилось. Во всем Париже Варфоломеевская ночь, а у кого-то болит живот или зубы. В Сиракузы вошел захватчик, а у Архимеда голова занята геометрией, например. Неправильно? Не знаю. Каждый живет свою жизнь – как может и как умеет.
Первая книга для поэта, которому более полувека, – важнейшее для него событие. Не скажу, что и для поэзии в целом, но для литературного процесса – точно. Хотя я считаю, что поэтический сборник Владислава Колчигина – событие не только для него лично, но и для современной поэзии тоже.
Поэт спрашивает:
так невижу наяву
стоптанную стогну
отчего же я живу
почему не сдохну
Не спрашивай, Влад, живи. Непросто тебе там. Но другого выхода нет.
комментарии(0)