Волна обретает поэтический голос, преобразуя свой край в поэтическое мастерство, и нежный, прозрачный звук «Пярнусских элегий» сообщит нам об этом:
Когда-нибудь и мы расскажем,
Как мы живем иным пейзажем,
Где море озаряет нас,
Где пишет на песке, как гений,
Волна следы своих волнений
И вдруг стирает, осердясь.
Вероятно, цикл этот – одна из вершин – и Давида Самойлова, и русской лирики второй половины двадцатого века. Концентрация красоты, единица измерения которой, как известно, не найдена, достигает здесь предела. При этом ясность такова, будто глядишь в расходящиеся круги великолепного глубокого озера, видя камушки на дне, движение рыб-мыслей, оттенки песка…
Стих Самойлова всегда зиждется на мысли: четко артикулированной или – порой – проведенной через ощущения, прочувствованной.
Многое зависит от ощущений в поэзии – глубина тех или иных строк и строф недоказуема, просто сердце замирает: как точно увидено!
Подобных находок много у Самойлова, и, раня реальность своею необходимостью, они становятся достоянием способных слышать.
Мороз скрепляет поэтический воздух, и возникает чудесное:
Давай поедем в город,
Где мы с тобой бывали.
Года, как чемоданы,
Оставим на вокзале.
Панорама, которая развернется дальше, будет живой и пульсирующей серебром, чтобы завершиться несколько неожиданно:
И что, порой, напрасно
Давал страстям улечься,
И что нельзя беречься,
И что нельзя беречься…
Тут – отблеск юношеского максимализма, усиленный цветами романтической приподнятости; и тут – нечто ужасно привлекательное, правда – едва ли выполнимое.
Стихи исторические разворачиваются сложными и яркими пластами; стихи культурологические, такие как, например, «Соловьи Ильдефонса-Константы», вотканы в поэтическую ткань пространства роскошно; быт и смерть причудливо соединяются, как в «Реанимации», и накатывают, накатывают волшебные волны Пярну, созидая стихи, чтобы услышал их мастер вечной поэзии – Давид Самойлов – и запечатлел: для роста грядущих душ.
* * *
У Давида Самойлова было много поэтических козырей: но ясность и мелодичность были из основных: из тех, что не подвластны пыли времени, но имеют средство против его течения, ибо с годами стихи – лучшие стихи Самойлова – кажутся достигающими небесной глубины.
А «Пярнусские элегии», конечно, из лучших мелодий, исполненных на русском языке во второй половине двадцатого века.
Чет или нечет?
Вьюга ночная.
Музыка лечит.
Шуберт. Восьмая.
Правда ль, нелепый
Маленький Шуберт,
Музыка – лекарь?
Музыка губит.
Лаконизм афоризма и поступь вечности – вот же она, завернувшись в плащ поэтической ткани, сходит в недра смысла. Но оборачивается он собственной противоположностью: ибо то, что должно лечить – губит.
Видимо, дело в мере вещей, в той пропорции, какую составляет музыка от реальности.
Заметим в скобках, что нынешняя реальность, настоянная на чрезмерном растворе денег, противоречит любой музыке.
Страшные «Плотники», некогда прозвучав, продолжают вибрировать в воздухе поэзии и… жизни.
Или, если жить осталось три часа, говорить о чем бы то ни было бессмысленно.
Хотя стоит именно говорить, если осталось три часа – и стихотворение дышит так, будто пронизано предсмертным откровением.
Военные, ставшие хрестоматийными, стихи Самойлова сильно пахнут порохом: чтобы почувствовали грядущие поколения цену страха и подвига.
Равно – пот солдатской работы: такой будничной, такой распластанной крестом.
Тайна слова вращает цветную карусель стихов пестрых и ясных, своеобычных и напитанных силой мысли.
Каждое – как капсула, заключающая в себе вещий янтарь маленького пророчества.
Чтобы в сумме состоялось одно, большое, под названием «Творчество Давида Самойлова»…
* * *
Волна одухотворена: все живо, все исполнено духом, который, как известно, дышит там, где хочет.
Волна, покрывающая песок таинственными гениальными письменами, осердясь или посчитав их излишними, стирает резко… и плавно…
Плавно или резко звучат элегии?
Возможно, к пярнусским Давид Самойлов двигался всю жизнь, набирая опыт, пестуя дар, разгоняя воображение…
Они кажутся высеченными на старинных стелах заветами мудрости старого мастера, увидевшего жизнь насквозь и осознавшего, что ее суть не понять…
Или – она совсем проста, как внешне просты элегии?
Просты простотою сгустков глубины и словесной силы: которой не возразить:
Красота пустынной рощи
И ноябрьский слабый свет –
Ничего на свете проще
И мучительнее нет.
Ибо и в простоте есть обман: мир, устроенный так сложно, таким завораживающим каскадом формул и веществ созданный, разве может быть истолкован просто?
Но кристаллы ясности поднимают стих высоко, давая речения, близкие к совершенству.
И жалко всех и вся. И жалко
Закушенного полушалка,
Когда одна, вдоль дюн, бегом –
Душа – несчастная гречанка…
А перед ней взлетает чайка.
И больше никого кругом.
Сострадание – красная нить, проходящая через русские стихи, и Самойлов продолжает линию: и началом четвертой элегии, и общим тоном цикла.
Цикла, точно держащегося на серебряных нитях, отливающих столь красиво, что завораживает, мерцая тайной, сила слова.
Сила цикла: воздушного, соплетенного из проемов и зияний: которые сильнее того, что говорится…
Много воздуха: им хочется дышать и дышать.
Много гармонии, отвечающей накатам волн, пишущим бесконечные, бессмертные письмена на брегу.
* * *
Культурологическая тема органична для Самойлова: и любой портрет поэта, исполненный им – с широким использованием исторического, даже географического пейзажа, – ложится в пространство так свободно, внешне легко, внутренне: сложно раскрывая конфликт словотворца с реальностью:
Отрешенность эстонских кафе
Помогает над «i» ставить
точку.
Ежедневные аутодафе
Совершаются там в одиночку.
Память тайная тихо
казнит,
Совесть тихая тайно карает,
И невидимый миру двойник
Всё бокальчики пододвигает.
Я не знаю, зачем я живу,
Уцелевший от гнева и пули.
Головою качаю. И жгу
Корабли, что давно потонули.
Так о Северянине: и есть в гармонии самойловских строк нечто завораживающее: звучащее сложным оркестром…
Мир Самойлова – мир сложных эстетических и философских феноменов: и – философия жизни, познанная собственной судьбой, диктует стоически прекрасные строки:
Слава богу! Слава богу!
Что я знал беду и тревогу!
Слава богу, слава богу –
Было круто, а не отлого!
Именно так – нужна хорошая крутизна: крепкая, одолевая которую можно прикоснуться к самой сути жизни, совершенствуясь.
Неустанно совершенствуя душу, как предлагает поэзия Самойлова.
Понимание алхимической сути бытия дается прозрением: и звук, через который Самойлов характеризует самые сложные явления яви, идет из таинственных недр. Их не определить: кажется, сама вселенная раскрывалась поэту кульминацией своего сердца:
И понял я, что в мире нет
Затертых слов или явлений.
Их существо до самых недр
Взрывает потрясенный гений.
И ветер необыкновенней,
Когда он ветер, а не ветр.
Космос начинается в нас – но мало кто чувствует так.
Поэт – сейсмограф бытия, провидец, связанный с тончайшими пульсациями запредельности – переводит в строки те тайны, без которых невозможен был бы мир.
При этом все сопровождается множественностью деталей мира: все: и – известие о смерти Ахматовой:
Я не знал в этот вечер
в деревне,
Что не стало Анны Андреевны,
Но меня одолела тоска.
Деревянные дудки скворешен
Распевали. И месяц навешен
Был на голые ветки леска.
Месяц покачнулся в пространстве.
Звезды благосклонно взирали в недра сияний самойловских строк.
Творилась высокая мистерия.
комментарии(0)