В нашей жизни иногда из добра рога торчат. Иллюстрация из книги к басне «Ежик и Бес» |
Но при всем уважении к басням, которые, конечно же, продолжили сочинять в XX веке и продолжают по сей день, стоит заметить, что та самая дидактичность и нравоучительность, а также каноничность (ведь, подобно комедии дель арте, в басне за каждым животным закреплены черты характера – у лисы хитрость, у зайца трусость, у мартышки глупость) сыграли для жанра не лучшую роль. Застывшие формы всегда создают инерцию, и даже если басня блестяще остроумна и талантлива, кажется, что она припахивает нафталином. А от морали припахивает розгами – не ходите, мол, дети в Африку гулять! Расшатать и оживить эту мертвую материю непросто. Однако можно с уверенностью сказать, что это блестяще удалось поэту Ирине Белых в ее сборнике «Зал снов».
Что для этого нужно? Да, собственно, фантазия, раскрепощенность мысли и небанальный взгляд на вещи. Начнем с того, что героями басен Ирины Белых становятся не только животные, но также люди, растения, вещи и даже части человеческого тела и качества характера. Здесь в качестве персонажей мы найдем Картину, Щуку, Разнотравье, Ботинки, Мужское сердце и Женские груди, а также, например, Разум, Зависть и Злость. Вдобавок к неожиданному выбору действующих лиц автор придумывает необычную коллизию – наблюдать за сюжетом интересно, словно смотришь триллер – повороты его порой резки и парадоксальны. Также непредсказуема и мораль – ее порой трудно вычислить в процессе, как убийцу в классном детективе.
Ирина Белых. Зал снов / Худ. Ярослава Богородская– М.: Институт общегуманитарных исследований, 2023. – 220 с.: ил. |
В общем, получается поучительность, но веселая, смешная, игровая, но одновременно мудрая и неоднозначная, как бы прошитая несколькими смыслами. Например, в басне «Жизнь хорошая»: божья коровка, которая всем восхищается, с восхищенным восклицанием о радости жизни жучков погибает в чреве коровы. По одной из версий название «божия коровка» происходит от крови Иисуса Христа. Вот и задумаешься над подтекстами. Ко всему прочему басни Ирины Белых – это не просто притчи в рифму. Во-первых, они не зациклены на традиционных басенном размере и рифмовке – форма здесь весьма расшатана, что не дает читателю заскучать. Во-вторых, в баснях часто встречается игра слов, интересные неологизмы. Например, в басне «Долговязый вяз» (уже игра слов) читаем: «Вещать с него нам ненавязчиво)/ Так и не сесть на вяз чего?», «Болтала все утро болтундра». В басне «Редкая редька»: «Говорила всем: «А я другая!/ Редкая я редька, дорогая!», «Похвалы слаще пахлавы». В басне «Фрак», где ворон хвастался черным фраком перед собакой: «И подумала: Дурак…/ Тип пшикарный:/ Пшик твой шик и вид шикарный». В басне «Аркан»: «Водителям был разум дан,/ Покуда не покинули стоянку,/ Кричали оба: «Эй, баран,/ Сдавай назад! Крути баранку!»… Ну и так далее. Хочется отметить также то, что книга изящно и конгениально оформлена графикой в стиле ар-нуво Ярославы Богородской: каждый рисунок как бы дополняет и даже развивает, углубляет текст своими сюрреалистичными образами.
комментарии(0)