Отдельно рассматриваются «красный и черный» Казимир Малевич. Красный дом. 1932. Русский музей |
Сергей сам подготовил ее к печати летом 2023 года, но не успел увидеть... Сергея всегда привлекали «неподъемные» и «необъятные» темы (можно вспомнить «Новые карты Аида», исследование о загробном мире в русской поэзии). А «Цвет» – вторая часть большой работы «Сближения», книги о сближениях, пересечениях, взаимовлияниях между поэзией и живописью. Первая часть «Сближений», книга «Натюрморт» (о русском поэтическом натюрморте), вышла в начале 2023 года.
Мышление и творчество древних людей, как мы знаем, были синкретическими. Виды и жанры искусства не сразу обособились и стали самостоятельными. Но на протяжении долгого времени происходит обратный процесс, разделившимся видам художественного творчества стало тесно в их строгих рамках. Литература (поэзия особенно наглядно) стремится применить огромный живописный арсенал. Живопись и графика часто используют приемы и средства словесности. И феномен «цвета» наиболее ярко показывает эти процессы. Я перечислю только некоторые темы исследования «Цвет»:
– явления синестезии и хроместезии в литературе (рассказ о великом хромэстете Набокове производит очень сильное впечатление);
– аспекты словесной передачи свойств отдельного цвета у разных поэтов и писателей;
– перекличка между супрематизмом Казимира Малевича и текстами Даниила Хармса;
– синкретизм творчества Василия Кандинского;
– поиски формулы цветоощущения у Александра Блока;
– «цветовая космография» Андрея Белого;
– цвет у Гомера (проблема перевода гомеровских прилагательных, обозначающих цвет, а также рассмотрение автором спорной гипотезы о более бедном по сравнению с современным цветоощущении у людей в древности);
– поиски способов выражения зрительных впечатлений у Гавриила Державина;
– цветовая палитра Федора Достоевского.
И это совсем не полный перечень. В книге еще очень много интересных материалов, касающихся цвета. Так автор подробно рассматривает цвета, так сказать, по персоналиям, отдельные главки книги посвящены разным цветам, наиболее часто встречающимся как в литературе, так и в живописи. Здесь голубой и синий; сиреневый, лиловый и фиолетовый; зеленый и желтый; рыжий, красный и розовый. Отдельно рассматриваются «красный и черный», «черный и белый».
Сергей Слепухин. Цвет. Екатеринбург: Евдокия, 2023. – 64 с. |
Символически (или мистически) книга завершается главкой о черном цвете. Позволю себе привести довольно большую цитату:
«Нам доступен весь гигантский реестр всевозможных красок, но, чтобы понять «Ничто», нужен исключительно Черный.
Большинство из нас существа нецельные, противоречивые, порочные, живущие во мраке. Всё – черное! Оно везде – на преследуемых, обвиняемых, находящихся под судом. Черный воплощает сакральность власти, сочетает силу и изящество. «Человек в черном» зловещ, загадочен, он обезличен, он – один из множества подобных. Его и рисуют-то часто со спины.
Мы не вышли из Темных времен. Траур, полутраур, четвертьтраур – в Средние века в первые месяцы скорби носили исключительно черное, затем через несколько месяцев серое и только намного позже возвращались к многоцветью жизни…»
Я пишу эту рецензию, а за окнами сгущается чернота... Уже декабрь, самое темное время года (один из уральских пейзажей Сергея Слепухина называется «Рано темнеет»). Надеюсь, яркая, одновременно печальная и веселая книга «Цвет» не даст нам в эту черноту окончательно погрузиться... В заключение добавлю, что в оформлении обложки книги использованы рисунок «Цветофигур» старшего внука автора Леона Молчанова и фотография внутреннего интерьера западного фасада собора «Саграда Фамилия» Евдокии Слепухиной.
комментарии(0)