Николай Архангельский. Птицы в соломенных волосах. – М.: Издательство Евгения Степанова, 2023. – 98 с. |
Николай Архангельский – человек увлекающийся. И, возможно, эта самая увлеченность позволяет ему разъяснить глубинные жизненные процессы и смыслы. Можно ли музыку разъять, как труп? Можно. Только у хирурга должны быть гениальные и осторожные пальцы. Изначально по профессии Николай инженер, это означает – точный и ясный склад мышления. Но наряду с технической профессией были (но, наверное, и остаются) увлечения фантастикой, генеалогией, мифологией, живописью.
Когда Николай увлекся поэзией, он стал активно общаться с литераторами. Большим подспорьем стала литературная студия Людмилы Вязмитиновой «Личный взгляд» и разбор поэта, критика Бориса Кутенкова. Однако, думается, главным было все равно пристальное душевное думание. Размышление-слух. И чтение. Набор любимых авторов эстетски выборочен: Герман Власов, Владимир Гандельсман, Дмитрий Веденяпин, Надя Делаланд, Елена Шварц, Анна Глазова, Иван Жданов, Василий Бородин. И в итоге Архангельский почувствовал (и верно), что ему нужно переходить на верлибр. Что он и сделал. И в книге «Птицы в соломенных волосах», которая разделена на две части – стихотворения, написанные до 2021 года и после 2021 года, верлибры, возможно, не преобладают численно, но они заметно лидируют.
Поэтический мир Николая Архангельского техничен (все слова разложены по полочкам), но одновременно он фантастичен, вывернут, сюрреалистичен. Иногда кажется, что перед нами не стихи, а картины, где цветовая феерия прошита тонкой, как невидимая проволочка, композицией. «оборотная сторона солнца / неосвещенная / клинописны таблички звезд / небу внятны из песни / есть другая земля в синей пленке морей / под морями луны / древний анти-гагарин / произносит в ларингофон поехали / у него шестипалая рука бога / широко поставленные глаза / они растворятся в середине солнца / миллионы веков / назад» И, безусловно, точно выверена ритмическая кардиограмма, необходимая в верлибре. (У Николая она не избыточна, а выдержанно лаконична и герметична). Именно благодаря ей слова-смыслы, как ноты, встают на нужные места на партитуре. «стихотворение недоказуемо поэтому / черные дыры будних дней / не находят его / железный циркуль ломает ноги / о его хрупкое тело / теплое как неостывшая спичка // поэзия это материя / данная в ощущениях / дозволение быть всему / что носит в себе сердце».