«Полуостровитяне» Игорь Сид, Андрей Поляков, Мария Максимова, Николай Звягинцев (на первом плане). Фото из архива Игоря Сида |
Во-первых, она, неся в себе кросс-культурные черты, объединила прекрасный и многострадальный Крым с Москвой (двое из участников тогда, в 90-е, жили в Крыму), во-вторых, она (будучи, кстати, тихой и герметичной) объединила пять очень разных поэтик, объединенных внутренним силовым каркасом. Вот Николай Звягинцев: «Спешил со всех охот к заправке зажигалок,/ Любовно ворошил лисичьи адреса,/ Где мыслился поход и дробь не достигала,/ Где маковых вершин чурается оса./ А город пробегал, и в нем чинили мебель./ Из малого окна над лиственной водой/ Кирпичная труба, как лесенка на небо,/ К песочнице тропа, что Гданьский коридор». Да, хочется сказать, что сквозит Мандельштам, но все же это свой индивидуальный почерк, где мысль разбегается и снова собирается во власти пушистого шума. Более брутален и желчно вывернут Михаил Лаптев: «В этой мышьей подворотне,/ в этой мошьей полутьме/ не досчитывай до сотни,/ а то тронешься в уме./ Я хватаюсь за иное:/ я держусь за эту речь./ И Пространство-то свиное,/ и себя не уберечь…». Однако эти метафоры, полные животно-урбанистических ассоциаций, созвучны «лисичьим адресам». Мария Максимова более эмоциональна и графически тонка: «Когда вокруг тебя разложат вату/ участья и горячего стыда,/ во времени раскачиваться станут/ железный пух и певчая руда,/ из одного доверия в другое/ передвигая облики изгоя./ И пористою тучей прикрывая/ находку ветхую, колючий отклик рая,/ там дождь обрушится грохочущей дугой/ в кромешный сон, на голос дорогой». По чувственному накалу здесь слышна Ахмадулина, но по обнаженному смыслу, в котором «вата горячего стыда» сближена с «мошьей полутьмой», это Ахм… Но нет, это Мария Максимова.
Полуостров: Сборник крымско-московской поэтической группы/ Николай Звягинцев, Михаил Лаптев, Мария Максимова, Андрей Поляков, Игорь Сид. – М.: Русский Гулливер; Центр современной литературы, 2023. – 388 с. (Поэтическая серия). |
Вообще такое ощущение, что все эти стихи пророческие, ведь написано все это в 90-е… Нынешнее издание – фундаментальное, ибо включило пространные подборки, интервью Татьяны Хофманн с Игорем Сидом, а также вступительные статьи критиков Владислава Кулакова, Валерия Шубинского, Кирилла Анкудинова, поэта, православного священника Сергея Круглова, литературоведа Дмитрия Бавильского, поэта, литературоведа Данилы Давыдова и поэта Василия Бородина (1982 – 2021).