0
2456
Газета Поэзия Интернет-версия

22.05.2024 19:49:00

Идет марсианин Иван

Коммуникация и ее модальности в русской поэзии XX века

Тэги: поэзия, история, андеграунд, бродский


18-14-2480.jpg
Оглянусь на пустырь мирозданья.
 Александр Трифонов. Первооснова. 2016
Кроме космоса и балета СССР оставил в наследство борщевики и множество нерешенных проблем. Одна из них была связана со взаимодействием людей между собой. Как показали социологические исследования, советское общество на практике оказалось гораздо более разобщенным, чем западное. Пока человек находится в строю, в дружном трудовом коллективе, внутри человеко-массы, вопрос о коммуникации даже не возникает. Но стоит ему только сделать шажок в сторону, и он куда-то проваливается и начинает видеть вещи в ином свете.

Такие пертурбации довольно часто происходили с поэтами. Скажем, Олег Чухонцев свежим утром 1964 года оказывается рядом с заброшенной церковью, где «медный колокол медленно мает безъязыкую службу свою». Он погружается в себя и одновременно в то, что открывается его взору:

Здесь, у темной стены,

у погоста –

оглянусь на грачиный разбой,

на деревья, поднявшие гнезда

в голых сучьях над мутной

водой;

на разлив, где, по-волчьему

мучась,

сходит рыба с озимых полей,

и на эту ничтожную участь,

нареченную жизнью моей;

оглянусь на пустырь

мирозданья,

подымусь над своей же

тщетой,

и – внезапно – займется

дыханье,

и – язык обожжет немотой.

Осознание почвы и судьбы происходит в одиночестве, в отрыве от социума. Поэт не живет в полной мере той реальностью, которая хватает его за горло. Он умеет держать дистанцию. Он может взглянуть на происходящее как бы со стороны, отстраняясь от своих радостей и бед. И в этот момент он знает, что пришел издалека и уйдет далеко. Высота духа в поэзии 1960–1980-х годов нередко явлена образом колокольни, которая служит и вещью, и символом горнего. В рамках христианского видения, в рамках христианской онтологии поэты вступают в диалог с дольним и горним, с вещественным и божественным. Но самое интересное, они обретают подлинное общение друг с другом, общение на равных, в своей свободе и достоинстве.

Вот, к примеру, Елена Шварц. Ее стихотворение, посвященное Юрию Кублановскому. Она приехала с ним на Валаам, вместе они забрались на заброшенную колокольню. И у поэтессы возникает желание остаться здесь навсегда: «И если нам отсюда вниз / Сойти не суждено. / Мы братний хлеб привыкнем есть. / Пить сестрино вино».

В стихотворении «Валаам» (1982), а именно из него взята цитата, человек стоит между небом и землей, «там, где и должно бы свой век / Поэту и провесть». Здесь Шварц видит бескрайнее небо. Слышит «пение калек и ангельскую весть». И – в каком-то смысле – причащается: появление хлеба и вина отнюдь не случайно. Как не случайны, если мы обратимся к религиозной практике, звучащие на литургии слова: «Христос посреди нас».

Вот Олег Охапкин. Одно время он работал под куполом Смоленского собора – возводил леса. Сюда порой заглядывал Иосиф Бродский, к которому поэт торжественно обращается: «Тебе, небесный брат, оратор вольный, / Тебе мой мирт и лавр с тех пор как Смольный / Собор нас посвятил друг другу. Ты / Забыть не должен гордой высоты, / Где мы с тобой пред городом и Богом / Стоим и по сей день двойным итогом / Шестидесятых века. Наш союз / Превыше нас и наших дружных муз».

Высокопарность одического стиля не может скрыть трогательного отношения Охапкина к собеседнику. Примечательно, что они оказываются в похожем пространстве, что и Шварц с Кублановским. В их образе встречи присутствуют уже не вкусовые, а тактильные мотивы. Они стоят на высоте, близко друг к другу, возможно, взявшись за руки, хотя в тексте об этом не говорится.

О том, что люди в больших городах были равны только в своем бесправии или в своем праве славословить советскую власть, косвенно свидетельствует архитектура. В горизонте советского мегаполиса человека нет. Он стремится к нулю, подавлен высотками, пространством пустых площадей, огромными скульптурами вождей всех времен и народов. Все перекошено, лишено человеческого измерения: ни уютных кафе, ни живописных закоулков, где можно уединиться с книгой или вязаньем. Верней, все это есть, но как наследство иной эпохи и иной страны – исторической России. Как заметил однажды академик Лихачев, на Соборной площади Московского Кремля человек соразмерен соборам и колокольне Ивана Великого. А каждый отдельный человек соразмерен другому. Равенство, как учит древняя архитектура, это не одинаковые отрезки на линейке.

Колокольня – не единственное место, где человек обретал подлинное равенство. На хлебосольных московско-питерских кухнях, где собирались неофициальные поэты, совершенно разные люди находили себе подобных. То, что это были особые, можно сказать, сакральные места, чувствовали многие. Неслучайно Виктор Кривулин замечает: «Дух культуры подпольной, как раннеапостольский свет / Брезжит в окнах, из черных клубится подвалов». Понятно, что в поэзии важна учреждающая роль воображения, которое привязывает нас к мифу. Реальность прозаичней. Но и она говорит об особом статусе помещений-собраний. Вспоминаются строчки Юрия Кублановского:

Полыхал эмпирей

в коммуналке того ареала,

где ужо собрались

на паях почитать декаденты

ну и поднабрались,

а менты ворвались

проверять документы.

Здесь роль колокольни выполняет простая питерская коммуналка, комната, которая могла выправить или, наоборот, поломать многие судьбы (человек легко мог превратиться в стукача, завистника и т.п.). В стихах Кублановского есть подлинный софийный размах и открытость зову. Этот зов-вопрошание наиболее сильно звучит в последней строфе:

…Знать, надир и зенит

на оси поменялись местами.

Лезет лед на гранит

под разъятыми на ночь

мостами.

И блуждает спираль

вьюги; если пустыня – Расея,

дорогая, едва ль

дозовемся теперь Моисея,

мимо сфинксов не раз

по косе меж двумя берегами

выводившего нас

на продутую стрелку ветрами.

Актуальный и сегодня вопрос о путеводителе из рабства, о Моисее, как, впрочем, и темы других приведенных выше стихотворений, выводят нас к главной проблеме русской философии, к проблеме Софии. Андеграунд в его религиозном измерении удерживает срединный мир между миром божественным и вещественным. Удерживает в подлинном его значении, не поддаваясь иллюзиям коммунизма и обскурантизма «традиционных ценностей». Только научившись общаться с себе подобными, человек способен организовать нормальную общественную жизнь, привнести в нее элемент равенства. Но ведь общение существует не только между живыми, но и между живыми и неживыми, между человеком и роботом, к примеру. Существенен ли и в этом случае вопрос о равенстве?

Обратимся к текстам культурного подполья. Возьмем, скажем, Игоря Холина: «Идет марсианин Иван / Несет / Чемодан / В чемодане / Керосиновый / Жбан / В жбане / Инженер Ян / В руке / Подъемный кран Появляется вино / Раздан / Пьет Иван / Пьет / Чемодан / Пьет / Подъемный кран / Пьет / Инженер Ян / Да здравствует / Рай / Марсиан».

Как видим, вопрос о равенстве остается: все пьют, и пьют одно и то же вино. Другое дело, что это занятие трудно назвать общением. Скорее – коммуникацией. И никакой метафизики такая коммуникация не предполагает. Да, конечно, мы погружаемся в мир фантазии, где есть даже особый рай марсиан. Но выхода на экзистенцию нет. Живые и неживые персонажи общаются друг с другом как вещь с вещью.

Можно вспомнить и такое холинское стихотворение: «Пара марсиан / Она / Молочный жбан / Он / Маховик / Неплохой мужик / Поэт / Половых органов нет / Вместо них / Гладкое место / Совокупляются / При помощи жеста». Это уже о коммуникации между двумя роботами. Общение между роботом и человеком – это общение двух программ. Так получается по Холину. Человек оказывается на нисходящей линии эволюции, хотя технические его достижения бесспорны: «Кибернетический век / Человек / Пришел / На вокзал / Вам куда? В Кабул? / Нет / На созвездие Ориона / Хорошо / Проходите в кабину / Сейчас / Мы вас / Разложим на электроны / И отправим в Космос / В виде радиосигналов / Товарищ Мочалов / Включите ток / Так / Готово / Орион / Принимайте Иванов / Всё в порядке / Цель путешествия / Хочет купить / Сыну перчатки».

На этой нисходящей линии, в низинах духа, происходит коммуникация человека с животными: « Нам / Расскажет об этом / Сам / Гиппопотам / Товарищ Иванов / Введите животное / Предоставляем ему / Слово / К сожалению трибуна / Для подобного чудовища / Мала / Но науке / Хвала / Ученый Ипполитов / Работает / Над уменьшением / Его габаритов».

Холин смеется, Холин издевается над ученой братией. Но выход на тему подлинного общения человека и животного его поэтика не допускает.

Впрочем, и у других авторов таких стихов не так много. Вот, пишет, например, Михаил Файнерман «Соловушка…/ Что замолчал». Хорошее двустишие. Но птица здесь подтягивается к человеку, к его внутреннему миру. И даже когда мы смеемся над собой, мы не в состоянии избавиться от слишком человеческого. «Что говорит / цветочек о цветочке? // – Какой поганец! // Или того похуже». Это Сергей Кулле. Он тоже выходит на тему человеческой коммуникации.

По любопытному замечанию Жиля Делеза, маленький ребенок общается с кошкой как зверь со зверем. Это общение – не верх и не низ, не колокольня и не площадь. Это третье измерение, в которое иногда попадал Михаил Зенкевич. Но я что-то не припомню, кто из поэтов андеграунда в нем оказывался.

Тема коммуникации имеет много горизонтов. Она выводит нас на проблемы социокультурных связей, на организацию социума и в конечном счете на вопрос о воздухе, которым мы дышим. И где дышим – на колокольне или площади уже постсоветского града. 


Читайте также


Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Данила Моисеев

Филиппа VI не пустили на инаугурацию главы государства после отказа извиниться за преступления конкистадоров

0
1750
Вы ошиблись, выбрав меня

Вы ошиблись, выбрав меня

Ухмылки, усмешки, улыбки в рифму и без

0
1957
От Древней Греции к ЮНЕСКО

От Древней Греции к ЮНЕСКО

Марина Кривенькая

Уроки прошлого и современные вызовы международного образования

0
947
Калеными шомполами

Калеными шомполами

Андрей Мартынов

Неизвестные союзники Деникина

0
1047

Другие новости