Душа грустит о небесах… Фото Владимира Захарина
Черный человек не подхватит собачьих глаз, покатившихся «золотыми звездами в снег»; Черный человек, преступая границы обыденности и связанный с алкоголем, возникающим в начале поэмы, определит последние отрезки жизни Есенина, продиктовав собой уникальную поэму, вибрирующую мистикой. Есенин всегда был мистиком: ранние образы малых поэм его свидетельствуют о лестницах, ведущих к усложненным мирам:
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.
Не хочу восприять спасения
Через муки его и крест:
Я иное постиг учение
Прободающих вечность звезд.
Я иное узрел пришествие –
Где не пляшет над правдой
смерть.
Как овцу от поганой шерсти, я
Остригу голубую твердь.
О, здесь не просто размах и игры забавного имажинизма: здесь – убежденность, выраженная через резкий образный строй, что формальное причастие хлебно-винного толка мало значит, и надо прорываться к тайнам тверди: к световым тайнам вероучения, остригая лишнее, наросшее… Проще следить за тем, как «выткался на озере»:
Выткался на озере алый свет
зари.
На бору со звонами плачут
глухари.
Плачет где-то иволга,
схоронясь в дупло.
Только мне не плачется –
на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру
за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие
под соседний стог.
Обволакивающая, завораживающая нежность, но и – нечто мерцает над озером: не из него ли поднимется волшебный Китеж-град, испещренный райскими узорами, в которых зашифрована речь, что может помочь переустроить всё? Но:
Душа грустит о небесах,
Она не здешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
Его не просто грустила: рвалась, разрывая оковы тела, используя и пресловутый алкоголь: она рвалась в такую запредельность, где гаммы звуков будут совершенно другими; об этом свидетельствует и желание, выраженное в финальном четырехграннике четверостишия:
Так кони не стряхнут
хвостами
В хребты их пьющую луну…
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.
Сложный, тугой, как запредельная гроздь винограда, образ; и прорастание в глубины: к корням и альфам бытия, словно часть мистического действа, свершаемого Есениным. Даже когда стих, используя предельную нежность, будет петь о деревне, о возвращении в нее, об Анне Снегиной… Впрочем, возвращения бывают разные: и свершенное через синий туман зальет душу слезами, снова сообщая миру, насколько все связаны:
Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей
не радей, –
Вот почему так тянусь
я к людям,
Вот почему так люблю людей.
Он и любил – словно прочувствовал все и всех, весь круг человеческих страстей и забот, скорбный круг, тленный, с неизведанными последствиями:
Все мы, все мы в этом мире
тленны,
Тихо льется с кленов листьев
медь...
Будь же ты вовек
благословенно,
Что пришло процвесть
и умереть.
Любил так, что, пропуская оное чувство через призму феноменального гения, стал близок всем – от академиков до алкашей, от преступников до подростков…
Снова будет Черный – наваждение, болезнь, излом психики. Хайд, прорастающий из Джекила:
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
Черт Ивана Карамазова маячит где-то рядом: но – черт проще, логичнее, мещанистее; Черный не соблазняет – судит, корит, упрекает, не предлагая переписать жизнь. Издевается:
«Слушай, слушай! –
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. –
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?»
Есенин издевается над собой? Ведь в финале окажется один с разбитым зеркалом, никакого Чёрного… Да нет – болезнью поедаем, как свеча – огнем; и болезнь была необходима, чтобы выплеснуть в мир кроваво-алкогольную уникальную поэму. Пока рвется Пугачев: языками строк-волокон огня; цепи разорвет – метафизического свойства, все равно проиграет… Пока сглаживает углы мира, гармонизируя его, Снегина, и звенит медными дисками «Песнь о собаке» – живой упрек человеческой жестокости:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Какими цветами окрашены стихи Есенина: можно выявить превалирующий? Кто-то скажет – белый: снега много, и черемухового тоже. Кто-то – золотой, как небо… А если – красный: напряженных пульсаций, живой раны жизни? Сходятся цвета, зеленый и оранжевый вспыхивают, и живет такая цветовая гамма… Есенин, забредший из краев вечности, залетевший пьяным ангелом на землю русскую, строивший такие дремучие, своеобразно старообрядческие песни – с русской Мадонной, с… кажется, Христом русским, сгибаемым крестом из березовых досок… По берегу реки. Есенинрядом с ним. И, выдохнув, напоследок отчаянно лапидарное:
До свиданья, друг мой,
до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки,
без слова,
Не грусти и не печаль бровей, –
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Есенин взлетел в небесную бездну, оставив загадочные сияния грядущим поколениям. Чтобы обжигались и плакали, думали и страдали, радовались и постигали тайны и росли, росли душами – от такой суммы всего.
комментарии(0)