0
3409
Газета Поэзия Интернет-версия

05.03.2025 20:30:00

Восхитился открывшейся бездне

50 посвящений поэтам ушедшим – от поэта ныне здравствующего

Тэги: поэзия, ломоносов, маяковский, башлачев, летов, александр блок


9-15-12250.jpg
Константин Комаров. Стихи
о русских поэтах.– М.: Зебра Е;
Галактика, 2024. – 112 с.
Это концептуальная книга, что видно уже по названию. Поэт Комаров представил 50 стихотворений, посвященных классикам и современникам. Кроме вклада в русскую поэзию всех их объединяет еще одно – все они (даже современники) уже ушли в мир иной. То есть не могут ничего добавить к своему творчеству или убавить из него. Существует устоявшийся корпус их текстов, что позволяет автору книги не беспокоиться по поводу отбора знаковых черт их творчества: других уже не будет.

Книга выдержана в едином стиле: на каждом развороте портрет поэта, его фамилия без инициалов, год рождения и посвященное ему стихотворение, состоящее из пяти строф. Чисто технически это очень удобно: текст не выходит на границы страницы. Имена даны в хронологическом порядке. В общем, оформлена книга прекрасно.

Надо полагать, автор работал не один месяц: все-таки 50 произведений, подчиненных единому замыслу и исполнению. И он, надо отдать ему должное, прекрасно справился с этой даже чисто технически трудной задачей.

Перед автором стояла, видимо, дилемма: как писать – в стилистике и с лексикой времени героя или в современном ключе, без точных рифм, со сбоем ритма и прочее? Комаров не поддался искушению сочинять или так, или эдак. Да и это было бы смешно – говорить, например, о Ломоносове исключительно его «высоким штилем». Наверняка получилась бы какая-нибудь пародия. Но и современного поэтического вольнодумства он благополучно избежал: стихи классически строги, пусть и не без вольностей иногда в рифмах: «Восхитился открывшейся бездне, / что над нами – хотим не хотим. / Просвещения мирного вестник, / не забыл и про славный Хотин. / Знал о пользе стекла. Пил не воду. / Был за то запираем в подвал. / Воскрылил в раскаленную оду/ беспредельного космоса шквал…»

Хотя, скажем, в стихотворении, посвященном Владимиру Маяковскому, поневоле ждешь «лесенку». Но тогда стихотворение выбивалось бы графически из общего оформления: «Надо признаться, что вы не могли бы – / бритвенный сей риторичен вопрос. / Нате, послушайте выдохи глыбы – глыбы, работающей на износ…»

Комарову удалось выразить некий общий посыл, дух или основную тему творчества каждого выбранного автора. В каждом стихотворении рассыпаны аллюзии на стихи указанного классика или «классика». Эти маячки легко считываются искушенными любителями поэзии. А вот для новичков в мире стихов это добавляет некую детективную нотку в чтение. Надо поискать, скажем, к какому стихотворению Александра Блока относится та или другая деталь: «На пыльных озерах зеркал / морщины глубокие ломки, / и ветер свистит в Озерках, / плутая в следах незнакомки…/ Воскресни и снова умри, / слова невесомые стойки, / хоть пухнут земли пузыри / с трактирной узорчатой стойки…»

Большая часть имен, упомянутых в книге, давно прописана в пантеоне почитаемых. Есть имена, звучавшие широко в узких кругах. Есть и рок-поэты, Александр Башлачев и Егор Летов.

Остается согласится с автором предисловия Константином Шакаряном: «…сколь обособленно стоит каждый портрет в галерее Комарова, столь, одновременно, трудно выделить какой-либо из них. Можно скорее говорить о выборе поэтов – выборе живом, пристрастном, иногда, что называется, дискуссионном (так и слышу вопрос такого же, как Комаров, пристрастного читателя: почему-де есть стихи про поэта X и нет – об Y и Z?!), но никогда не исходящем из тех или иных идеологических схем и перестраховок… Едва ли, однако, найдется читатель поэзии, для которого большинство встающих с этих страниц живых имен – «пустой для сердца звук».

В подборе современников чувствуется сильный региональный оттенок: большинство из отмеченных поэтом или жили и умерли в Екатеринбурге (Свердловске советских времен), на малой родине Комарова, – Застырец, Тягунов, Рыжий, – или учились в Свердловске, как Башлачев, окончивший журфак Уральского госуниверситета, или начинали и кончили свой путь не так далеко от Урала, как, например, омич Летов. Не говоря уже про более классических – сибиряка Павла Васильева (хотя он и был расстрелян вдали от малой своей родины) или пермяка Алексея Решетова. Можно только похвалить автора за эту вольную или невольную пропаганду творчества близких ему литературно и географически авторов. Впрочем, это все естественно: спроси любого любителя поэзии (не говоря уже о профессиональном литераторе), и он, конечно, назовет не одно имя из своих, так сказать, местных по факту проживания поэтов. Тем более если их творчество вышло далеко за рамки региона.

Псков


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сердце писательское черство

Сердце писательское черство

Максим Валюх

Рифмованное ожидание настоящей весны

0
926
Запитавшись от экстренной линии

Запитавшись от экстренной линии

Андрей Потапов

Стихи о музыке, ненужном цирке и о том, чего стоит бояться

0
426
Колыбель с тобой качала мать моя

Колыбель с тобой качала мать моя

Любовь Галкина

Родина, история и язык в татарской поэзии

0
421
Для того, кто ступил за порог

Для того, кто ступил за порог

Филипп Хаустов

Ядовитая свинцовая пудра и покойный тамагочи

0
429

Другие новости

загрузка...