0
1358
Газета Полемика Интернет-версия

22.07.2000 00:00:00

Русское понимание нации

Василий Холодный

Об авторе: Василий Иванович Холодный - доктор философских наук.

Тэги: россия, национализм, русский


ПОЯВИВШИЕСЯ в либеральной прессе сочувственные публикации о русском национализме и православно-славянской цивилизации воспринимаются весьма и весьма неоднозначно. Ощущение такое, что стихийно и осознанно выращивается чуждый русской ментальности национализм в качестве масштабного препятствия на пути пока еще робко ожидаемого возрождения русского народа, великой державы и всемирной (а не национальной или православной) соборности, несущей в себе вековечные традиции и ценности и ориентирующей людей на свободное единение. Если здесь нет злого умысла, то по крайней мере проявляется абсолютное невосприятие атрибутов российской почвы и цивилизации, которые противостоят и национализму, и космополитизму одновременно. Наряду с новыми веяниями в либералократической среде сохраняется и космополитическое невосприятие русской и любой другой "незападной" структуры бытия, что совсем недавно с пафосом и продемонстрировал Евгений Ихлов в статье "Манифест умеренного мифотворчества" ("НГ", 08.07.2000). Под видом дискуссии с Виктором Аксючицем (статья "Апология русского характера", "НГ", 27.06.2000) он рассуждал об известных варварских событиях в русской истории. Аксючиц же пытается выявить не "улавливаемые" рассудком глубинные архетипы существования русского человека, чего Ихлов не заметил, как не замечают этого и другие либералократы.

Национализм, обретающий сейчас признание в России, действительно является мощным иррациональным умонастроением. С ним на Западе всегда считались и зачастую предпочитали не нейтрализовать его, а максимально использовать в политической борьбе. В ближнем зарубежье, за исключением Белоруссии и героического Приднестровья, также "мгновенно" возродили постсредневековый европейский принцип построения государства на этнической основе. В новообразовавшихся государствах этнократический и либералократический принципы слились в единую идеологию, враждебную прежде всего России, российской ментальности и русскому народу. Эту идеологию гласно и негласно поощряли российские либералократы, а русский патриотизм величали шовинизмом, фашизмом и "прибежищем негодяев". И вдруг очередной разворот на 180 градусов.

Думаю, что многих россиян крайне озадачила публикация в "НГ" больших статей Гавриила Попова в защиту русских - и как хребта российской государственности, и как народа, больше других страдающего в своем Отечестве. Ведь с именем Попова автоматически ассоциируется теория и практика разрушения великой державы и беспрецедентное унижение именно русского народа. Тут есть над чем задуматься.

Считавшаяся до публикаций Попова крамольной, проблема возрождения русских является исключительно болезненной и действительно неоднозначной, такой, которую боялись обсуждать и решать в советское время, а в либералократическое безвременье и вовсе решили деморализовать русский народ как "тормоз модернизации" страны. В этой проблеме нет даже намека на какой-то там национализм. Вопреки этому ее называют националистической: русские националисты со знаком плюс, а либералы раньше только со знаком минус, а теперь появляются различные оценки.

Например, в недавних публикациях и идеолог национализма Александр Севастьянов ("Не бойтесь неизбежного"), и группа аналитиков во главе с известным либеральным государственником Андраником Миграняном ("Русский фактор" в российской политике" в "НГ-сценарии", 14.06.2000) осознанно отождествляют русский национальный фактор с фактором русского национализма. Подобная позиция отождествления этих двух реальностей получила сегодня широкое распространение в мире. В рассматриваемом случае и Севастьянов, и Мигранян со своей группой в большой мере обеспокоены судьбой русского народа, анализируют одни и те же процессы и делают некоторые схожие выводы. Однако они обсуждают не русский национализм, как звучит в их терминологии, а многострадальный русский вопрос: Севастьянов - с националистических позиций, а Мигранян - с либерально-государственнических. Поскольку чистых националистов практически не бывает, то и Севастьянов в специфической форме высказывает соображения, приемлемые для политиков различных ориентаций.

Проявляясь как националист, Севастьянов отстаивает принцип первенства ценностей и интересов "коренного" ("хребтового" в данном варианте) народа по отношению к другим ценностям, тогда как Миграняна интересует русская ментальность прежде всего в качестве первоосновы возрождения российского государства и построения либерального общества. Вместе с тем оба политолога называют национализмом любое беспокойство человека о своем этносе и даже о своих личных интересах, связанных с принадлежностью к определенному этносу.

На самом деле национализм по своей объективной сути и вопреки распространенному сегодня мнению ничего общего не имеет с национальным самосознанием и духовным единением людей по этническому признаку, патриотизмом и вынужденной борьбой за национальные интересы и т.п. Он представляет собой феномен "оккупации" миротворческой этнической ментальности скрытой агрессивной потребностью человека самореализоваться в поиске этнического врага, в ненависти к другому этносу. Например, украинский националист ненавидит русских, несмотря на то что русские и украинцы питают друг к другу глубокие дружеские чувства и вместе с белорусами составляют три ветви единой нации. И чем глубже эти чувства, тем сильнее они раздражают националистически настроенного человека. Самым ненавистным врагом для него является тот украинец, который не разделяет его взглядов и открыто говорит об этом. Последний не заслуживает никакой пощады.

Я согласен с Севастьяновым, что российской традиции соответствует не космополитическая ("французская"), а гердеровско-романтическая ("немецкая") концепция, объявляющая нацию высшей фазой развития этноса (племя, народность, народ, нация). Только от себя добавлю, что философия романтизма в такой же мере, как и "французское" понимание нации, противодействует, а не защищает национализм и любой другой радикализм, погрузившие в пучину крови постсредневековую Европу. Именно в этом смысле романтизм соответствует и российской, и всечеловеческой эволюции, которой перекрывает сегодня "кислород" западный "прогресс", объективно утверждающий на планете утилитаризм, индифферентизм, космополитизм и технократизм.

Национализм и космополитизм - это две стороны одной медали. На базе национализма произрастает варварский нацизм, а на базе космополитизма - интеллектуализированный геноцид, обусловливающий "цивилизованный" процесс достаточно спокойного вымирания многих "лишних" народов, сначала "строптивых", а потом и покорных. Распространяющимся на планете национализму и космополитизму противостояли многие западные и российские философские направления. Наиболее значимое из них, на мой взгляд, - это учение Алексея Хомякова, в котором анализируется соборная (духовно целостная) природа человека и на этой основе вырабатывается принципиально иной уровень понимания нации, чем это было в романтизме и других концепциях, ориентированных на сохранение этнического многообразия на планете. Согласно взглядам Хомякова, народы мира, сберегая свой этнический колорит и преодолевая эгоцентризм и эгоизм, могут в перспективе достичь уровня соборных наций, целеустремленных к свободному всечеловеческому единению. Многие российские мыслители вслед за Хомяковым отстаивали идею ориентированности русской ментальности на всечеловечность, хотя давала о себе знать и националистическая тенденция в русской философии. В целом же российской традиции соответствует понимание нации как высшей фазы этнической эволюции при одном непременном условии: если она не потеряла изначальной духовно целостной природы и не деградировала в национализм, космополитизм, индифферентизм, технократизм и т.п.

Если следовать рассудочной логике, то я заслуживаю большого порицания со стороны патриотов России. Ведь мы живем в окружении государств, где определенными силами нагнетается национализм и космополитизм, живем в ситуации усиливающейся и нередко циничной борьбы за выживание. Нередки случаи националистических провокаций и в нашей стране. В этих условиях стремление сохранить в себе всечеловечность воспринимается многими как путь к окончательному духовному разоружению и самоуничтожению народа. Логика событий убеждает, что русский национализм неизбежен. Именно это утверждает Севастьянов. Но тогда следует ожидать и другой неизбежности: наступит длительная эпоха мирового варварства. Могущественным препятствием на пути последнего и должно стать распространение в мире соборной ментальности, хранителем которой является российская нация: преимущественно русские и в достаточной мере другие народы России.

Возможно, в будущем станет очевидным кардинальный вопрос многих столетий: национал-космополитизм или всемирная соборность? Сейчас об этом мало кто задумывается, хотя Хомяков и другие мыслители осознавали подобную проблему еще в середине ХIХ века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
991
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
823
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
974
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
660

Другие новости